Медицинский Вестник №1 (614-615) / 2013

По доброй традиции

1 января 2013

В преддверии новогодних праздников на сайте Минздрава РФ было размещено сообщение, в котором Вероника Скворцова заявляла, что Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года «в целом одобрена». Вот только что это за стратегия, пока не очень понятно. По утверждению экспертов, принимавших участие в обсуждении проекта документа, от начального в достаточной степени прогрессивного варианта мало что осталось. Впрочем, российский принцип, согласно которому деньги неким не всегда понятным способом преобразуются в лекарства, остается, судя по всему, неизменным.

В преддверии новогодних праздников на сайте Минздрава РФ было размещено сообщение, в котором Вероника Скворцова заявляла, что Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года «в целом одобрена». Вот только что это за стратегия, пока не очень понятно. По утверждению экспертов, принимавших участие в обсуждении проекта документа, от начального в достаточной степени прогрессивного варианта мало что осталось. Впрочем, российский принцип, согласно которому деньги неким не всегда понятным способом преобразуются в лекарства, остается, судя по всему, неизменным.

Как всегда

А начиналось все хорошо. Одна из первых версий проекта стратегии представляла из себя документ на 72 страницах, с подробным анализом сложившейся ситуации и предложением различных вариантов развития системы лекарственного обеспечения. Предполагалось выделение дополнительных финансовых средств для оплаты выписанных врачом лекарств в амбулаторном звене категориям граждан из числа тех, кто покупает сегодня лекарства самостоятельно. В проекте буквально было записано: «для достижения поставленной цели по приближению к среднеевропейскому уровню потребления лекарственных средств в качественном и количественном выражении необходимо существенное увеличение объемов финансирования, внедрение механизмов возмещения населению стоимости лекарств, включая механизмы, базирующиеся на страховых принципах». Понятно, что с оговорками вроде «однако данное требование должно быть сбалансировано с реальными возможностями бюджета страны и учитывать риски, связанные с нестабильностью бюджетных доходов», да и выбирать рабочую схему действия системы предполагалось на основе результатов пилотных проектов.

Конечно, вопросы возникали и по изначальному тексту стратегии.

— Документ сложно назвать стратегией, — говорит сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев. — Это скорее анализ ситуации с предложениями по ее изменению. Основной посыл — необходимо выбрать некую схему на основе анализа результатов пилотных проектов, то есть конкретных решений не предлагается.

Вызывает опасение представителей пациентских организаций и возможная «оптимизация» существующей системы лекобеспечения льготных категорий граждан.

— В стратегии и докладах, ее представляющих, часто встречается слово «оптимизация». Обычно за этим стоит сокращение расходов. Никто не спорит, что определенная рационализация использования средств, выделяемых на действующие программы лекобеспечения, необходима, но все-таки пациентские организации и пациенты связывают с реализацией стратегии возможность расширения числа и состава социальных групп, представители которых получат в том или ином виде компенсацию затрат на лекарства от государства. Но возникает опасность, что, пол...

Сергей Литвиненко
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.