Медицинский Вестник №8 (621) / 2013
По единому принципу
В большинстве стран современного мира ключевую роль играет система государственного медицинского обеспечения населения. Она отвечает чаяниям населения, а значит, и политическим приоритетам, целям и задачам развития общества и государства. Не исключение в этом отношении и США, где, несмотря на большую свободу штатов в организации медицинской помощи, выстраивается система здравоохранения на основе общих для всей страны принципов.
В большинстве стран современного мира ключевую роль играет система государственного медицинского обеспечения населения. Она отвечает чаяниям населения, а значит, и политическим приоритетам, целям и задачам развития общества и государства. Не исключение в этом отношении и США, где, несмотря на большую свободу штатов в организации медицинской помощи, выстраивается система здравоохранения на основе общих для всей страны принципов.
Так и должно быть
Самой важной государственной организацией для здравоохранения в США является Центр по контролю за заболеваемостью и профилактике, расположенный в г. Атланта. Он разрабатывает стратегию государственной политики в области охраны здоровья и готовит директивные документы по этой части. Если считать, что целью государственной политики является улучшение здоровья граждан через развитие и совершенствование системы охраны здоровья, то так и должно быть. И у нас, в России, тоже.
В Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» написано, что «охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи». Таким образом, система здравоохранения является лишь частью системы охраны общественного здоровья, хотя и важнейшей, и не может нести ответственность за события, лежащие за пределами ее непосредственного влияния (социально-экономические условия, состояние природной и техногенной среды, образ жизни населения, традиции и.д.). При этом состояние здоровья населения — это важный индикатор общественного развития, отражение социально-экономического и гигиенического благополучия страны, региона, мощный экономический, трудовой, оборонный и культурный потенциал общества, компонент его благосостояния.
Управление такой многофункциональной и многосекторальной системой, как охрана общественного здоровья, не может быть отраслевым
Естественно, возникает вопрос: если определено, что охрана здоровья граждан — это система, значит, должно быть и четкое представление о схеме управления ею? При этом очевидно, что управление такой многофункциональной и многосекторальной системой, как охрана общественного здоровья, не может быть отраслевым.
В докладе ВОЗ «Первичная медико-санитарная помощь: сегодня актуальнее, чем когда-либо» (2008 г.) подчеркивается: «задача укрепления здоровья должна присутствовать во всех мерах государственной политики». При этом там же отмечается, что «в современном обществе охрана здоровья имеет тенденцию ...