Медицинский Вестник №3 (652) / 2014
По образцу СССР
Непонятная и, по мнению большинства ученых, абсурдная реформа РАН, РАМН и РАСХН побудила редакцию «МВ» познакомить читателей с организацией научной деятельности в наиболее успешных в экономическом плане странах. О том, как организована наука в США, мы писали в № 36 за 2013 год. В этот раз редактор «МВ» Надежда Стаурина беседует с заместителем директора Института Дальнего Востока РАН, руководителем Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН доктором экономических наук Андреем ОСТРОВСКИМ.
Непонятная и, по мнению большинства ученых, абсурдная реформа РАН, РАМН и РАСХН побудила редакцию «МВ» познакомить читателей с организацией научной деятельности в наиболее успешных в экономическом плане странах. О том, как организована наука в США, мы писали в № 36 за 2013 год. В этот раз редактор «МВ» Надежда Стаурина беседует с заместителем директора Института Дальнего Востока РАН, руководителем Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН доктором экономических наук Андреем ОСТРОВСКИМ.
— Андрей Владимирович, каждому известно, что китайская цивилизация подарила человечеству бумагу, компас, порох, шелк, а сегодня всех удивляют потрясающие экономические успехи Китая. Какое место занимает наука в этой стране?
— Наука в Китае всегда процветала, каждый император имел при дворе ученых — математиков, физиков, химиков, но более всего были развиты гуманитарные науки. Ученых содержали на государственные деньги, давали, как сказали бы сейчас, госзадания. Еще до нашей эры в Китае были изобретены: бумага взамен деревянных дощечек, на которых писали иероглифы, порох (первоначально порох предназначался для хлопушек-фейерверков, а уж потом их модифицировали в снаряды), компас, указывающий на юг, шелк и шелкоткачество. В Древнем Риме самой дорогой одеждой считалась шелковая, ее привозили по Великому шелковому пути через Среднюю Азию.
Но никакого объединения ученых, подобного Российской академии наук, в прошлом не было. Зато в Китае, в отличие от любой другой страны мира, чтобы занять какую-то серьезную должность, надо было сдать государственные экзамены. Они имели несколько ступеней: первая на уровне уездов, к участию в экзаменах этой ступени допускался любой человек независимо от его социального положения. Сдавший экзамены на уездном уровне получал звание сюцая, но оно давало мало возможностей для карьерного роста. Сюцай мог быть учителем или в лучшем случае репетитором. Пройдя успешно первый уровень, можно было сдать экзамены на втором, окружном, уровне и получить право управлять уездами. Третий, провинциальный, уровень давал возможность стать государственным чиновником, управлять округами. Так называемые дворцовые экзамены, где председателем комиссии был сам император, проходили обычно один раз в 5 лет. Тот, кто проходил этот экзамен, имел право занимать крупные государственные должности при императоре.
Первая Академия наук (Academia Sin...