Медицинский Вестник №36 (613) / 2012

По разные стороны полиса

1 декабря 2012

В соответствии со статьей 51 ФЗ от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» скорая медицинская помощь с 1 января 2013 г. будет финансироваться за счет средств ОМС. Еще на стадии разработки закона это положение вызывало массу вопросов у экспертов. Главный из них — справится ли система ОМС с финансированием службы. Но практика пилотных внедрений работы СМП в системе ОМС показала, что этот вопрос далеко не единственный.

В соответствии со статьей 51 ФЗ от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» скорая медицинская помощь с 1 января 2013 г. будет финансироваться за счет средств ОМС. Еще на стадии разработки закона это положение вызывало массу вопросов у экспертов. Главный из них — справится ли система ОМС с финансированием службы. Но практика пилотных внедрений работы СМП в системе ОМС показала, что этот вопрос далеко не единственный.

Поставили рубль

Переход на финансирование работы службы скорой медицинской помощи за счет средств ОМС — один из этапов вступления в силу законов «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и «Об обязательном медицинском страховании в РФ». Статус-кво сохранит только санитарно-авиационная СМП, денежные поступления на которую по-прежнему будут осуществляться из бюджетов различных уровней.

Финансироваться СМП будет в соответствии с территориальной программой госгарантий. Минздравы регионов должны рассчитать территориальные нормативы объемов СМП, при этом медицинская помощь гражданам РФ, не застрахованным в системе ОМС, будет все так же обеспечиваться за счет бюджетных ассигнований. Именно в разделении потоков пациентов на тех, кто получает помощь по полису, и тех, кто без него, все участники процесса — от министров до фельдшеров — видят главную проблему реформы.

— Проблема с незастрахованными будет главной, потому что СМП действует в режиме дефицита времени. Разбираться на месте — страховой это случай или нет, будет практически невозможно. Думаю, что 50% и более пациентов окажутся без страховых полисов, без паспортных данных, и относить их к той или иной категории придется уже после госпитализации. Кто будет с ними работать потом? И будет ли признан бюджетным такой случай или все-таки страховым? — задается вопросами министр здравоохранения Красноярского края Вадим Янин. — На наш взгляд, делить сейчас вызовы на бюджетные и страховые смысла нет. Мы столько времени шли к одноканальному финансированию, а сейчас опять разбиваем финансирование на два источника. СМП может запутаться в этих объемах, ибо у нее нет истории болезни, нет времени на оперативные розыски данных.

В Кемеровской области несколько другие оценки соотношения застрахованных и незастрахованных граждан, которым придется оказывать СМП.

— По нашим подсчетам, доля незастрахованных лиц, помощь которым оплачивается из бюджета, на первых порах будет в пределах 20%, а в перспективе не более 10%, — считает главный специалист по организации здравоохранения Кемеровской области Галина Царик.

Но сколько бы ни было процентов незастрахованных, эта ситуация в итоге приводит к задержкам финансирования станций и подразделений СМП, о чем пишут врачи на одном из форумов: «Как показывает практика некоторых пермских станций СМП, которые отважились уже экспериментировать с одноканальным финансированием, оплата всех вызовов дотягивает до 40%, а в остальных случаях полиса нет. Складывается впечатление — государство хочет официально узаконить недостачу финансирования СМП. Между врачом, фельдшером СМП и пациентом конкретно поставили рубль, и наш менталитет вряд ли будет способствовать качественному оказанию помощи пациентам без медполиса».

В территориальных фондах ОМС тоже говорят о проблеме, но, похоже, знают, что делать.

— В течение 2013 года мы должны будем решить все вопросы, касающиеся работы с неидентифицированными людьми. Если выяснится, что какое-то количество вызовов по определенным причинам нельзя будет оплатить, то мы вынуждены будем проиндексировать тарифы, — говорит исполнительный директор ТФОМС Нижегородской области Елена Хлабутина.

Наиболее полно

В методических рекомендациях Минздрава РФ от 26 сентября 2012 г. указаны средние нормативы расчета объемов помощи для СМП в регионах: 0,318 вызова на одного человека в год и на каждый вызов СМП сумма средств ОМС в размере 1435,6 рубля. Предусмотренные финансовые нормативы определены без учета районных коэффициентов. Но некоторым регионам Минздрав все же рекомендует дифференцировать нормативы объема СМП:

— до 0,33 вызова на одного жителя в год для Пермского края, Республик Карелия, Коми, Бурятия, Якутия, Еврейской автономной области, Амурской, Томской, Мурманской, Тюменской областей;

— до 0,36 вызова — для Красноярского, Камчатского, Хабаровского, Забайкальского краев, Архангельской, Сахалинской, Иркутской, Магаданской областей, Чукотского автономного округа.

Интересно, что в своих методических рекомендациях профильное федеральное ведомство признает, что «период становления неизбежно связан с решением важных организационных и финансово-экономических вопросов функционирования СМП в ОМС, причем ряд из них еще не имеет однозначных ответов в масштабе РФ». В числе проблем переходного периода числятся определение способа оплаты СМП, плановых показателей, оплаты сверхнормативного объема оказания СМП, оплаты ложных вызовов, участие СМП в обеспечении культурно-массовых мероприятий.

...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.