Медицинский Вестник №25 (710) / 2015
По замкнутому кругу
В соответствии с законодательством Счетная палата Российской Федерации рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями бюджетных средств, в числе которых и Мин-здрав России. Выявленные нарушения по итогам исполнения бюджета за 2014 год легли в отчет ведомства и стали предметом разговора Президента России Владимира Путина и председателя Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой.
В соответствии с законодательством Счетная палата Российской Федерации рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями бюджетных средств, в числе которых и Мин-здрав России. Выявленные нарушения по итогам исполнения бюджета за 2014 год легли в отчет ведомства и стали предметом разговора Президента России Владимира Путина и председателя Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой.
Деятельность Минздрава России в очередной раз подверглась жесткой критике со стороны главы Счетной палаты, в недавнем прошлом возглавлявшей здравоохранение страны. «МВ» попросил эксперта — заместителя директора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Фарита Кадырова прокомментировать выводы Счетной палаты. Мы также предоставили возможность Минздраву России изложить свою позицию по ряду претензий.
Таковы правила игры
Безусловно, подобные проверки нужны, важны, их можно только приветствовать. Но в условиях участившихся нападок на Минздрав хотелось бы высказать ряд соображений, связанных с проверками деятельности Минздрава со стороны Счетной палаты.
Да, нарушения есть, и их нужно устранять. Но плох тот ревизор, который не найдет нарушений даже там, где их нет. А найти их можно всегда хотя бы в силу противоречивости нашего законодательства, когда порой любое действие (равно как и бездействие) ведет к нарушению какого-нибудь из нормативных, правовых актов.
Попытаемся ответить на традиционные для России вопросы: кто виноват и что делать? Проще говоря, стоит разобраться в том, насколько во всех проблемах, указанных Счетной палатой, виноват Минздрав. Точнее, насколько в выявленных нарушениях виноват исключительно Минздрав?
Много упреков Минздраву связано с кредиторской и дебиторской задолженностью. Однако, судя по данным самой Счетной палаты, ситуация с задолженностью Минздрава существенно улучшилась. Действительно, дебиторская задолженность сократилась почти на 25% и составила около 22 млрд рублей. Кредиторская задолженность сократилась в 6 раз, составив 83,4 млн рублей. Другое дело, что суммы эти — огромные по величине. Показатели задолженности нужно снижать и дальше.
Тем не менее следует отметить, что простое сравнение объемов кредиторской задолженности по министерствам и ведомствам некорректно — нужно учитывать их соотношение с общими объемами финансирования, с ожидаемыми сроками погашения задолженности, структуру задолженности и целый ряд других показателей. В частности, динамику этих показателей. А динамика, как уже указывалось, положительная.
Что касается структуры задолженности, то одна из основных причин ее связана с большим объемом незавершенного строительства — по Минздраву этот показатель увеличился на 37,8%. Это, конечно, много. Но особого удивления эти цифры не вызывают. Кризис привел к росту затрат на строительство. Возникают проблемы с комплектацией объектов оборудованием и т.д. В итоге в условиях кризиса как кредиторская, так и дебиторская задолженность могут быть связаны с ростом цен на импортное оборудование, комплектующие. Кроме того, серьезно поменялась нормативная база, касающаяся капитальных вложений. Счетная палата заявляет, что техническая готовность ряда объектов составляет от 44 до 100%. То есть фактически ряд объектов готов, идут процессы оформления. И хотя сроки нарушены, по крайней мере понятно, что объекты созданы, затраченные средства не исчезли.
Но при этом важно следующее: задержки с вводом в эксплуатацию объектов здравоохранения, строящихся несколько лет, — это, как правило, проблема не только 2014 года, но и предыдущих лет, в том числе периода, когда за эти стройки отвечал еще Минздравсоцразвития России. Создается любопытная ситуация: бывшие сотрудники Минздравсоцразвития России (которых ныне немало в Счетной палате) проверяют в том числе и свою собственную работу. Но найденные собственные недоработки они все равно взваливают на нынешний Минздрав. Таковы «правила игры»…
Конечный результат важнее галочек
Что делать? Конечно же, следует серьезно заняться указанными Счетной палатой объектами. Но нужна не авральная сдача объектов в эксплуатацию (с неизбежными недоделками, последующими доработками и т.д.), а планомерная, ритмичная работа. Невзирая на критику, на то, что результаты доложены президенту. Конечный результат важнее галочек и срочных отписок об исправлениях.
Счетная палата отмечает также, что «в нарушение Гражданского кодекса подведомственными учреждениями Минздрава не зарегистрированы вещные права в отношении 886 объектов и 104 земельных участков. Документы в Росимущество ...