Медицинский Вестник №31 (458) / 2008

Показательная медицина

1 октября 2008

Одним из факторов, обеспечивающих и поддерживающих на определенном уровне состояние здоровья населения, является доступная в достаточном объеме и в необходимом качестве медицинская помощь. Чем эффективнее (интенсивнее и качественнее) работают ЛПУ, тем лучше это сказывается на уровне здоровья населения.

Одним из факторов, обеспечивающих и поддерживающих на определенном уровне состояние здоровья населения, является доступная в достаточном объеме и в необходимом качестве медицинская помощь. Чем эффективнее (интенсивнее и качественнее) работают ЛПУ, тем лучше это сказывается на уровне здоровья населения.

Оценка эффективности

Сложилось мнение, что судить о деятельности ЛПУ необходимо по отчетам, содержащим две группы показателей: количественные и качественные. С получением и анализом количественных показателей, кажется, все просто (это число обслуживаемых пациентов, пролеченных больных; работа койки; количество посещений, выполненных операций, процедур, анализов?и т.д.) — чем больше цифры, тем интенсивнее (а значит, и лучше) работает ЛПУ.

С качественными показателями ситуация несколько сложнее.

Проблема качества может рассматриваться с разных сторон:

  • с позиции пациента (об ухудшении качества может свидетельствовать неудовлетворенность населения качеством медицинской помощи, рост количества судебных исков);
  • с позиции медперсонала (удовлетворенность врача проведенной диагностикой и лечением);
  • с позиции представителей пациента (например, удовлетворенность страховой компании выражается в соответствии финансовых затрат при обслуживании пациента технологиям лечебно-диагностического процесса);
  • проблема качества может рассматриваться в связи с уровнем оснащенности учреждений, укомплектованности квалифицированным медицинским персоналом.

(Примечание: эти позиции могут быть составляющими такого понятия, как рейтинг ЛПУ.)

При всех условиях непосред­ственным производителем медицинской услуги является контактирующий с пациентом медперсонал, в первую очередь врачи и медсестры.

Известно следующее определение: “Качество медицинской помощи — это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, т.е. его способности снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой”.

При недовольстве качеством помощи претензии предъявляются чаще к качеству технологии. При этом ответчиком становится прежде всего лечащий врач, ему приходится объясняться не только с пациентом или его представителем, но и с работодателем (администрацией ЛПУ). Последствия для врача будут зависеть от того, насколько качественно был организован и проведен лечебно-диагностический процесс.

Как оценить качество? Проб­лемам разработки индикаторов качества посвящено много работ, однако до сих пор не создано единых индикаторов, на основании которых можно было бы дать объективную оценку оказанным медицинским услугам.

Исходы лечения...