Медицинский Вестник №31 (458) / 2008
Показательная медицина
Одним из факторов, обеспечивающих и поддерживающих на определенном уровне состояние здоровья населения, является доступная в достаточном объеме и в необходимом качестве медицинская помощь. Чем эффективнее (интенсивнее и качественнее) работают ЛПУ, тем лучше это сказывается на уровне здоровья населения.
Оценка эффективности
Сложилось мнение, что судить о деятельности ЛПУ необходимо по отчетам, содержащим две группы показателей: количественные и качественные. С получением и анализом количественных показателей, кажется, все просто (это число обслуживаемых пациентов, пролеченных больных; работа койки; количество посещений, выполненных операций, процедур, анализов?и т.д.) — чем больше цифры, тем интенсивнее (а значит, и лучше) работает ЛПУ.
С качественными показателями ситуация несколько сложнее.
Проблема качества может рассматриваться с разных сторон:
- с позиции пациента (об ухудшении качества может свидетельствовать неудовлетворенность населения качеством медицинской помощи, рост количества судебных исков);
- с позиции медперсонала (удовлетворенность врача проведенной диагностикой и лечением);
- с позиции представителей пациента (например, удовлетворенность страховой компании выражается в соответствии финансовых затрат при обслуживании пациента технологиям лечебно-диагностического процесса);
- проблема качества может рассматриваться в связи с уровнем оснащенности учреждений, укомплектованности квалифицированным медицинским персоналом.
(Примечание: эти позиции могут быть составляющими такого понятия, как рейтинг ЛПУ.)
При всех условиях непосредственным производителем медицинской услуги является контактирующий с пациентом медперсонал, в первую очередь врачи и медсестры.
Известно следующее определение: “Качество медицинской помощи — это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, т.е. его способности снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой”.
При недовольстве качеством помощи претензии предъявляются чаще к качеству технологии. При этом ответчиком становится прежде всего лечащий врач, ему приходится объясняться не только с пациентом или его представителем, но и с работодателем (администрацией ЛПУ). Последствия для врача будут зависеть от того, насколько качественно был организован и проведен лечебно-диагностический процесс.
Как оценить качество? Проблемам разработки индикаторов качества посвящено много работ, однако до сих пор не создано единых индикаторов, на основании которых можно было бы дать объективную оценку оказанным медицинским услугам.
Исходы лечения...