Медицинский Вестник №24 (493) / 2009

Поликлиники в эпицентре событий

1 сентября 2009

Долгое время в нашей стране здравоохранение было ориентировано на развитие стационарной помощи. В результате поликлиники оказались на втором плане, что привело к возникновению многочисленных проблем. В настоящее время в Нижегородской области проводится эксперимент, в ходе которого планируется создать новую модель поликлиники. Об идеологии эксперимента и его ходе рассказала корреспонденту "МВ" Людмиле Пономаревой профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения НижГМА, член Общественной палаты Нижегородской области Наталия Константиновна ГУСЕВА.

Долгое время в нашей стране здравоохранение было ориентировано на развитие стационарной помощи. В результате поликлиники оказались на втором плане, что привело к возникновению многочисленных проблем. В настоящее время в Нижегородской области проводится эксперимент, в ходе которого планируется создать новую модель поликлиники. Об идеологии эксперимента и его ходе рассказала корреспонденту "МВ" Людмиле Пономаревой профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения НижГМА, член Общественной палаты Нижегородской области Наталия Константиновна ГУСЕВА.

Без руля и без ветрил

Многие проблемы, существующие сегодня в здравоохранении, связаны с дефектами управления отраслью. Возьмем региональные и федеральные органы управления здравоохранением. В результате ряда прошедших преобразований в системе управления отраслью возникло много дополнительных структур, а полномочия между ними не были четко распределены, сформировался большой и трудноуправляемый штат чиновников. Получилась жесткая малоподвижная система, которая неспособна оперативно реагировать на происходящие изменения. К тому же в законодательстве не прописана единая схема управления учреждениями здравоохранения. Муниципальные учреждения работают сами по себе и подчиняются только муниципалитету, областные и республиканские учреждения — субъекту РФ, а государственные — Федерации, т.е. нет соподчиненности. Я уверена, многие недостатки законодательства обусловлены тем, что при разработке серьезных нормативных актов не учитывается мнение ученых. Потребности населения толком не просчитываются, принимается во внимание только возможность государства оплачивать те или иные услуги. А она, когда дело касалось здравоохранения и медицины, всегда была низкой.

Большие сомнения вызывают результаты работы системы ОМС. Она не соответствует принципам страхования и выполняет сегодня в основном распределительные функции. Более того, она просто не справляется со своими обязанностями. Но, несмотря на это, полномочия ее расширяются. Так, финансирование многих направлений ПНП «Здоровье» и одноканальное финансирование здр...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.