Медицинский Вестник №1 / 2022
Помощь с неба. Сколько в России тратят на санавиацию
В 2021 году авиационные услуги для оказания медицинской помощи закупали 68 регионов, подсчитал «МВ». Общая стоимость работ составила 11,2 млрд руб., при этом в федеральном бюджете на эти цели было заложено в виде трансфертов субъектам 5,2 млрд руб., т.е. Федерация делит расходы с регионами примерно 50х50. В прошлом году услуги санавиации предоставляли 39 компаний, но 86% суммы контрактов пришлось на первую десятку исполнителей.
Кто и за что платит
Федеральное правительство частично финансирует регионы при закупке авиационных услуг. Расходы предусмотрены в госбюджете в госпрограмме «Развитие здравоохранения». Согласно Закону «О федеральном бюджете на 2021 год», сумма межбюджетных трансфертов составила 5,2 млрд руб. Почти столько же (5,4 млрд руб.) предусмотрено и на 2022 год.
Таким образом, средства регионов на закупку авиамедицины в прошлом году могли составить 6 млрд руб., подсчитал «МВ». Общая сумма госконтрактов за 2021 год — 11,2 млрд руб.
Как правило, для санавиации используют самолеты Ан-24, Ан-26, Л-410, Як-40, а также вертолеты Ми-8, «Ансат». Стоимость летного часа на самолете дороже. Например, в контрактах встречается цена 287,8 тыс. руб. для Ан-26. Вертолет дешевле: час работы Ми-8 некоторым госзаказчикам обходился в 117,7 тыс. руб., «Ансата» — в 210 тыс. руб.
Диапазон цен летного часа в 2021 году варьировался от 40 до 438 тыс. руб. Средняя стоимость — 217,04 руб.
Часто в стоимости услуг большую часть занимает цена горюче-смазочных материалов. Например, контракт на 2,33-часовой перелет по маршруту Иркутск—Братск—Иркутск самолетом Ан-24 обошелся заказчику в 660 тыс. руб. с НДС, из них 187,2 тыс. — стоимость ГСМ. В цену услуги входят также сборы за взлет и посадку, за аэронавигационное и техническое обслуживание и т.д.
Причем и эти, казалось бы, «накладные» расходы порой влетают в копеечку. Так, контракт на рейс на Ан-26 по маршруту Хабаровск—Советская Гавань— Хабаровск ...