Медицинский Вестник №6 (655) / 2014

Поставили на место

1 февраля 2014

Вступившие в силу 1 января 2014 года поправки к закону «О рекламе», согласно которым реклама медицинских услуг возможна только на медицинских выставках, семинарах, конференциях и в специализированных печатных изданиях для медиков или фармацевтов, вызвали немало споров в медицинских кругах. Эксперты озабочены, что в результате изменений пациент будет ограничен в доступе к медицинской информации о клиниках, а значит, не будет иметь возможности сделать обоснованный выбор, о свободе которого неоднократно заявлялось с высоких трибун. А представители частной медицины и вовсе считают эти поправки серьезным ударом по своему бизнесу в частности и инвестиционной привлекательности отрасли в целом.

Вступившие в силу 1 января 2014 года поправки к закону «О рекламе», согласно которым реклама медицинских услуг возможна только на медицинских выставках, семинарах, конференциях и в специализированных печатных изданиях для медиков или фармацевтов, вызвали немало споров в медицинских кругах. Эксперты озабочены, что в результате изменений пациент будет ограничен в доступе к медицинской информации о клиниках, а значит, не будет иметь возможности сделать обоснованный выбор, о свободе которого неоднократно заявлялось с высоких трибун. А представители частной медицины и вовсе считают эти поправки серьезным ударом по своему бизнесу в частности и инвестиционной привлекательности отрасли в целом.

Не каждая рыба селедка

В медицинской и рекламной среде данные изменения вызвали недоумение, ведь, помимо коммерческой цели, реклама медицинских услуг была направлена и на информирование потребителя, помогая ему получить информацию по той или иной услуге из СМИ. Активность в этом сегменте рекламного рынка приостановлена в том числе и потому, что законодатели ввели ответственность за нарушения законодательства не только для рекламодателей, но и для рекламораспространителей. Кстати, ответственность немалую: для юридических лиц штрафы от 200 до 500 тыс. рублей. В интернете уже появились сообщения, что на местах подразделения ФАС предупреждают местные СМИ о недопустимости нарушения новых запретов.

Неоднозначное толкование принятой нормы вынудило ФАС дать разъяснения в письме от 20.01.2014 № АК/1193/14. Согласно документу, понятия «медицинская услуга» и «медицинская деятельность» неидентичны, и установленный запрет касается только рекламы медицинских услуг. В обоснование своей позиции ФАС сослался на п. 22 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе». Пленум указал на то, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».

Однако председатель НП «Национальный медицинский конгресс» Эдуард Шульц считает, что большой ясности разъяснения ФАС не вносят:

— В медицине деятельность и услуги пересекаются настолько тесно, что разделить их порой невозможно. Например, стоматологическая клиника не может теперь писать, что оказывает стоматологические услуги. Но, допустим, население уже грамотное и вполне может под надписью «стоматологическая клиника» оценить весь объем услуг. А если у вас клиника, которая имеет более одного вида деятельности? Здесь, пожалуй, населению уже будет сложнее, и об информированности пациентов, за которую в последние годы ратуют все, говорить уже не приходится.

О неоднозначности формулировок и необходимости уточнять понятия, используемые в законе, говорят и юристы.

— Существует серьезная проблема толкования понятий «медицинская деятельность» и «медицинские услуги», что будет вызывать споры на практике, — отмечает управляющий партнер юридической фирмы «БРАС» Роман Шабров.

Комментируя ситуацию, он обращает внимание на то, что понятие и перечень медицинских услуг определены номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н. Это значит, что в случае буквального толкования положений нового закона все услуги из этого перечня можно рекламировать только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

— При этом на основании позиции Высшего арбитражного суда РФ судам необходимо учитывать, что правила, установленные част...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.