Клиническая Нефрология №4 / 2018
Право на лекарство
Лига пациентов в рамках платформы «Право на лекарство» анализирует правовые статусы лекарственных препаратов, чтобы оценить их доступность для пациентам и устранить барьеры доступности.
Поскольку созданная в России система лекарственного обеспечения с трудом может быть названа системой в силу разнонаправленных и параллельных правовых конструкций, в статье будет показано на примере одного из препаратов, как преодолеваются сложности получения лекарства, когда у пациента или у врача есть желание их преодолеть и вообще заниматься этим.
Отмечу, что только комплекс – знать о правах, хотеть их реализовать, уметь и мочь ими пользоваться – позволяет получать необходимое лечение. Но далеко не всегда этими составляющими располагают больные люди и их родственники. Поэтому нередко пациенты погибают, так и не получив необходимого лечения.
Платформа «Право на лекарство» основана на следующей правовой конструкции, дающей возможность каждому пациенту получить бесплатно лекарство, в котором он нуждается, даже амбулаторно.
В ее основе лежит п. 1 статьи 41 Конституции России, которая, как известно, гласит: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
Представить сегодня медицинскую помощь без лекарств практически невозможно, и действительно в стандарты медицинской помощи включены лекарства, даже в стандарты первичной медико-санитарной помощи.
Конституционное право активизируется, когда возникает необходимость в медицинской помощи, и выключается, когда необходимость в помощи исчезает.
Эта норма имеет высшую силу по отношению к другим нормам права (законам, постановлениям Правительства РФ и т.п.), в которых может быть сказано о платных услугах в государственных учреждениях. В этом случае мы должны делать изъятие из неконституционных норм для государственных и муниципальных учреждений именно здравоохранения. При таком прочтении ни один нормативный акт России не дает права гузам и музам оказывать платные медицинские услуги, иначе это противоречило бы Конституции РФ,
Эта норма защищена также и Уголовным кодексом РФ, согласно которому дела могут быть возбуждены по таким статьям, как 125, 124, 293 УК РФ, против медицинского персонала или должностных лиц в случае оставления в опасности лица, нуждающегося в помощи или в случае неоказания помощи больному, повлекшего за собой различные степени вреда или смерть, или в случае грубого нарушения прав пациента (халатность).
Предметно конституционное право на бесплатную медицинскую помощь раскрывается следующим образом:
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, а также на основе стандартов медицинской помощи (ст. 37 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011);
Стандарт медицинской помощи ...включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: …зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов... (там же).
Медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность на основе порядков, а также стандартов медицинской помощи (ст. 79 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011).
Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков... (п. 4 ст. 35 ФЗ РФ № 326 от 29.11.2010).
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, согласно закону1, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (п. 5 ст. 37 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011).
Структура тарифа (ОМС) на оплату медицинской помощи включает расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств (п. 6 ст. 35 ФЗ РФ № 326 от 29.11.2010).
То есть, если лекарства нет в стандарте, его назначает врачебная комиссия. Таким образом, все необходимые (по жизненным показаниям) препараты можно получить бесплатно. Как правило, регион может определить, каким образом обеспечивать пациентов необходимыми лекарственными средствами – по ОМС, по региональной или федеральной льготе. Указанная конструкция фактически дает право каждому на бесплатное лекарство и даже указаны источники его обеспечения без учета каких-либо льгот и пр. То обстоятельство, что данные нормы не выполняются на практике, не означает того, что они не существуют или не действуют и что нельзя доказать их применимость в суде.
По крайней мере могу ответственно заявить, что и Генеральная прокуратура РФ, и Минздрав, и ФФОМС, и Росздравнадзор очень внимательно относятся к этой конструкции, что видно из нашей переписки с ними2 и их выступлений на конгрессах «Право на лекарство», и, возможно, наконец, начнутся судебные разбирательства, где данна...