Клиническая Нефрология №4 / 2018

Право на лекарство

20 декабря 2018

Лига пациентов в рамках платформы «Право на лекарство» анализирует правовые статусы лекарственных препаратов, чтобы оценить их доступность для пациентам и устранить барьеры доступности.

Поскольку созданная в России система лекарственного обеспечения с трудом может быть названа системой в силу разнонаправленных и параллельных правовых конструкций, в статье будет показано на примере одного из препаратов, как преодолеваются сложности получения лекарства, когда у пациента или у врача есть желание их преодолеть и вообще заниматься этим.

Отмечу, что только комплекс – знать о правах, хотеть их реализовать, уметь и мочь ими пользоваться – позволяет получать необходимое лечение. Но далеко не всегда этими составляющими располагают больные люди и их родственники. Поэтому нередко пациенты погибают, так и не получив необходимого лечения.

Платформа «Право на лекарство» основана на следующей правовой конструкции, дающей возможность каждому пациенту получить бесплатно лекарство, в котором он нуждается, даже амбулаторно.

В ее основе лежит п. 1 статьи 41 Конституции России, которая, как известно, гласит: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Представить сегодня медицинскую помощь без лекарств практически невозможно, и действительно в стандарты медицинской помощи включены лекарства, даже в стандарты первичной медико-санитарной помощи.

Конституционное право активизируется, когда возникает необходимость в медицинской помощи, и выключается, когда необходимость в помощи исчезает.

Эта норма имеет высшую силу по отношению к другим нормам права (законам, постановлениям Правительства РФ и т.п.), в которых может быть сказано о платных услугах в государственных учреждениях. В этом случае мы должны делать изъятие из неконституционных норм для государственных и муниципальных учреждений именно здравоохранения. При таком прочтении ни один нормативный акт России не дает права гузам и музам оказывать платные медицинские услуги, иначе это противоречило бы Конституции РФ,

Эта норма защищена также и Уголовным кодексом РФ, согласно которому дела могут быть возбуждены по таким статьям, как 125, 124, 293 УК РФ, против медицинского персонала или должностных лиц в случае оставления в опасности лица, нуждающегося в помощи или в случае неоказания помощи больному, повлекшего за собой различные степени вреда или смерть, или в случае грубого нарушения прав пациента (халатность).

Предметно конституционное право на бесплатную медицинскую помощь раскрывается следующим образом:

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, а также на основе стандартов медицинской помощи (ст. 37 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011);

Стандарт медицинской помощи ...включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: …зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов... (там же).

Медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность на основе порядков, а также стандартов медицинской помощи (ст. 79 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011).

Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков... (п. 4 ст. 35 ФЗ РФ № 326 от 29.11.2010).

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, согласно закону1, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (п. 5 ст. 37 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011).

Структура тарифа (ОМС) на оплату медицинской помощи включает расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств (п. 6 ст. 35 ФЗ РФ № 326 от 29.11.2010).

То есть, если лекарства нет в стандарте, его назначает врачебная комиссия. Таким образом, все необходимые (по жизненным показаниям) препараты можно получить бесплатно. Как правило, регион может определить, каким образом обеспечивать пациентов необходимыми лекарственными средствами – по ОМС, по региональной или федеральной льготе. Указанная конструкция фактически дает право каждому на бесплатное лекарство и даже указаны источники его обеспечения без учета каких-либо льгот и пр. То обстоятельство, что данные нормы не выполняются на практике, не означает того, что они не существуют или не действуют и что нельзя доказать их применимость в суде.

По крайней мере могу ответственно заявить, что и Генеральная прокуратура РФ, и Минздрав, и ФФОМС, и Росздравнадзор очень внимательно относятся к этой конструкции, что видно из нашей переписки с ними2 и их выступлений на конгрессах «Право на лекарство», и, возможно, наконец, начнутся судебные разбирательства, где данна...

А.В. Саверский
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.