Фарматека №s8-14 / 2014
Применение стекловолоконных конструкций для шинирования подвижных зубов и замещения включенных дефектов зубных рядов при хроническом генерализованном пародонтите
ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», Москва
Технология адгезивных мостовидных конструкций из композита, выполняемых прямо в полости рта за один визит пациента, развивалась как клиническая техника. Большим преимуществом адгезивных мостовидных конструкций является малая инвазия на опорные зубы. Современные адгезивные технологии позволяют реставрировать не только разрушенные зубы, но и замещать ранее удаленные.
Замещение дефектов зубных рядов при помощи стекловолоконных конструкций у пациентов с воспалительными заболеваниями пародонта становится востребованной процедурой, т.к. в настоящее время существует выбор того или иного метода замещения отсутствующих зубов [2, 7, 10, 11].
К созданию адгезивных мостовидных протезов (АМП) привела попытка избежать радикального препарирования зубов при одновременном достижении фиксации протеза. Развитие адгезивных технологий позволило восстанавливать частичные дефекты зубного ряда с помощью мостовидных протезов, фиксация которых происходит по принципу адгезии, это обеспечивает хорошую стабильность при минимальном препарировании зубов [3, 12].
Данная технология возникла около 30 лет назад. Однако еще в середине 1950-х гг. с появлением самоотверждаемых пластмасс и техники травления эмали предлагалось восполнять отсутствующий зуб во фронтальном отделе путем простого приклеивания гарнитурного зуба к соседним. Срок службы такой конструкции ограничивался несколькими месяцами. В 1973 г. Rotcher предложил использовать для шинирования зубов литые перфорированные накладки, укрепленные на эмали язычной поверхности композитным материалом. Howe и Denehy в 1977 г. внедрили данную разработку для замещения удаленных зубов. Для усиления конструкции использовали проволочную арматуру (Chistensen, 1986), гибкую металлическую сетку (Engel, 1984), парапульпарные штифты (Schwickerath, 1988). За счет разницы коэффициентов термического расширения металла и композита возникали внутренние напряжения и образование микротрещин вокруг металлической арматуры. Так, на смену металлическим каркасам пришли волоконные системы: шелковая лента (Golub, 1986), стекловолокно (Levenson, 1986), лента на полиэтиленовой основе (Wiliams, 1993). На смену гарнитурным зубам и пластмассе, из которых изготавливалась промежуточная часть АМП, пришли композитные материалы и керамика.
В настоящее время в качестве армирующего материала широко используются стекловолоконные ленты. Их прочность составляет до 1000 мПа, что не уступает прочности сплавов драгоценных металлов. По литературным данным, наибольшей прочностью (до 1500 мПа) обладают стекловолокна, наполненные композиционной смолой...