Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №3 / 2016
Принцип единства науки и практики – необходимая составляющая подготовки компетентного эпидемиолога (к 85-летию кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова)
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России
В статье изложена современная парадигма преподавания эпидемиологии, продемонстрированы современные технологии, формы и методы, используемые в образовательном процессе кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Минздрава России. Представлены научные направления деятельности кафедры, итоги работы научного студенческого кружка. Показано, что подготовка эпидемиологов должна быть ориентирована на формирование профессиональных компетенций специалиста, необходимых в будущей профессиональной деятельности в органах и учреждениях как Роспотребнадзора, так и Министерства здравоохранения.
В 2016 г. исполняется 85 лет кафедре эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета (МГМУ) им. И.М. Сеченова Минздрава России. На протяжении всей истории существования кафедра являлась ведущей в определении направлений развития эпидемиологии, методологии преподавания дисциплины, а также конечных целей ее изучения в Российской Федерации. Развитие кафедры, совершенствование преподавания осуществлялось параллельно с формированием эпидемиологии как науки.
Основателем и первым руководителем кафедры был один из крупных отечественных эпидемиологов проф., д-р мед. наук Николай Николаевич Клодницкий (1932–1939). В последующем кафедру возглавляли ведущие ученые-эпидемиологи: доктора медицинских наук, профессора Юрий Иванович Дьяков (1939–1941), Людмила Яковлевна Кац-Чернохвостова (1943–1952), Иван Иванович Ёлкин (1955–1982), акад. АМН СССР, д-р мед. наук, проф. Виталий Дмитриевич Беляков (1982–1996), акад. РАН, д-р мед. наук, проф. Валентин Иванович Покровский (1997–2008).
С 2009 г. кафедру возглавляет заслуженный деятель науки Российской Федерации, акад. РАН, д-р мед. наук, проф. Николай Иванович Брико.
В последнее время существенно расширился спектр направлений профессиональной деятельности в области эпидемиологии, и имеются значительные различия в ее содержании в зависимости от места будущей работы эпидемиологов. В связи с этим подготовка эпидемиологов должна быть ориентирована на формирование профессиональных компетенций специалиста, необходимых в будущей профессиональной деятельности как в органах и учреждениях Роспотребнадзора, так и в медицинских организациях, эпидемиологических отделах и отделах иммунопрофилактики министерств и департаментов здравоохранения; в научно-исследовательских институтах эпидемиологического профиля, эпидемиологических отделах и специализированных центрах, осуществляющих работу по профилактике ВИЧ-инфекции, туберкулеза, инфекционных и неинфекционных болезней; в центрах здоровья и др.
Увеличилось понимание значимости эпидемиологии в медицинском образовании. Расширился спектр специальностей, для которых дисциплина «Эпидемиология» стала обязательной.
Появление новых научных данных в области иммунологии и инфектологии, расширение спектра вопросов, связанных с проблемами здоровья населения, а также потребности практического здравоохранения сегодняшнего дня создали предпосылки для изменения парадигмы преподавания эпидемиологии. Сегодня содержание эпидемиологии и ее структура существенно отличаются от эпидемиологии ХХ века. Современная структура эпидемиологии включает в себя следующие модули, которые должны входить в обязательную программу обучения студентов по всем специальностям группы «Здравоохранение»: общая эпидемиология с основами доказательной медицины; эпидемиология инфекционных болезней; госпитальная эпидемиология; военная эпидемиология и эпидемиология чрезвычайных ситуаций; эпидемиология неинфекционных болезней; клиническая эпидемиология. Естественно, что содержание и акценты в обучении врачей-клиницистов и эпидемиологов должны различаться в зависимости от профессиональных компетенций специалиста. Вместе с тем знание вопросов эпидемиологии в равной степени необходимо как для врачей-эпидемиологов, так и для клиницистов.
Кафедрой постоянно проводится большая работа по совершенствованию форм и методов преподавания с учетом современных требований высшей школы, международного опыта преподавания эпидемиологии, а также последних достижений науки и практики. За последние годы разработаны и изданы 4 учебника, более 20 учебных пособий. Регулярно пересматриваются контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации и Государственной итоговой аттестации.
Подготовка компетентного специалиста требует активного использования помимо рутинных психолого-педагогических технологий (тестовый контроль, решение ситуационных задач, работа в малых группах, деловые игры, выполнение индивидуальных самостоятельных работ и др.) широкого внедрения в учебный процесс компьютерных технологий и интерактивных (в том числе дистанционных) форм обучения. В современных условиях для формирования у студентов компетентностного подхода кафедра уделяет большое внимание самостоятельной работе студентов и выполнению индивидуальных работ.
Федеральные государственные образовательные стандарты требуют усиления практической составляющей в подготовке студентов. В связи с этим кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова создан симуляционный центр по отработке практических умений в области эпидемиологии, ведется работа по его развитию. По используемым технологиям он отличается от центров практической подготовки по клиническим дисциплинам.
Основным видом профессиональной деятельности эпидемиологов является аналитическая (эпидемиолого-диагностическая) деятельность. Одной из приоритетных задач практической подготовки в области эпидемиологии является формирование умений осуществлять аналитическую деят...