Вестник Российского общества урологов №3 / 2024
Проектная мастерская «Стань ученым: как создавать и представлять исследования в медицине»
1) Институт урологии и репродуктивного здоровья человека, Сеченовский университет, Москва, Россия;
2) Отделение урологии и комплексный онкологический центр, Медицинский университет Вены, Вена, Австрия;
3) Отделение урологии, Медицинский центр Рабина, Петах- Тиква, Израиль;
4) Медицинский факультет Саклера, Тель-Авивский университет, Тель-Авив, Израиль
Весной 2024 г. по инициативе и при поддержке РОУ прошел двухмесячный образовательный курс – Проектная мастерская «Стань ученым: как создавать и представлять исследования в медицине». Этот интенсивный курс рассчитан на урологов, имеющих опыт научных исследований, которые стремятся достичь экспертного уровня и проводить исследования в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Особенность курса – практическая направленность и активное вовлечение обучающих в процессе семинара.
Для участия в курсе исследователи представляли свою идею научного проекта (оригинального исследования или систематического обзора). На курс было подано 18 заявок, из которых эксперты отобрали семь. Таким образом, конкурс составил 2,5 человека на место. В процессе обучения исследователи сразу же применяли полученные знания на практике, и при поддержке преподавателей прошли весь путь реализации научной работы.
Семинары первого модуля были посвящены дизайну оригинального исследования и систематического обзора. Обучающиеся сформулировали цель, задачи, гипотезу и конечные точки своей работы, что позволило в дальнейшем выбрать правильную методологию. Еще на этапе планирования исследования критически важно понимать, какие именно показатели будут анализироваться, что планируется доказать или опровергнуть, какой объем выборки необходим для получения достоверных выводов. Преподаватели курса – профессор Л.Г. Спивак и к.м.н. А.О. Морозов на примерах из собственного опыта и мировых данных объяснили, насколько значим этап планирования исследования и как четкое понимание методологии работы и ее адекватный дизайн помогают предотвратить ошибки, а также сэкономить время. В завершении модуля учащиеся курса написали протокол своего исследования и зарегистрировали его в международной базе данных – Clinical Trials для клинического исследования или Prospero – для систематического обзора. Второй модуль был посвящен статистической обработке данных. Здесь поднимались вопросы ведения базы данных, стат...