Акушерство и Гинекология №3 / 2013
Профилактикa нарушений репродуктивной функции молодой семьи
ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России, Иваново
Цель исследования. Разработка мер по профилактике нарушений репродуктивной функции в молодых семьях.
Материал и методы. Проведено социально-гигиеническое исследование здоровья, медицинской активности и информированности вступающих в брак (n=590) и молодых супругов (n=400) с использованием анкетирования и выкопировки данных из первичной медицинской документации.
Результаты. Полученные данные свидетельствуют о высокой распространенности факторов риска нарушения репродуктивной функции в молодых семьях, начиная с этапа создания брака, а также о низкой информированности молодых супругов о мерах медико-социальной поддержки.
Заключение. Использование автоматизированной экспертной системы на этапе подачи заявления о регистрации брака позволит обеспечить оперативность оказания адресной медицинской помощи молодым семьям и их медико-социально-правового информирования для повышения уровня реализации репродуктивных намерений.
Повышение рождаемости в Российской Федерации является одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности [1]. Так как ¾ рождений происходит у родителей моложе 30 лет, следовательно, будущее нации в основном связано с молодой семьей, поэтому является обоснованным выделение молодых семей в отдельную категорию [2]. Основным признаком молодой семьи является наличие впервые официально заключенного брачного союза супругами, не достигшими возраста 30–35 лет [3]. Вследствие высокого удельного веса повторных браков, являющихся весомым мотивом для рождения детей, к молодым семьям следует относить и те, в которых официальный брак заключен супругами в активном репродуктивном возрасте повторно [4].
В Концепции государственной политики в отношении молодой семьи акцент сделан на решение
наиболее актуальных проблем: социально-психологических и социально-экономических [2, 5],
среди которых центральное место отведено улучшению жилищных условий молодых семей [6].
При этом, несмотря на направленность государственной политики на оказание социальной
поддержки и планы по разработке соответствующих информационных материалов, очень часто
(60%) молодые семьи ее не получают, так как не информированы о возможности таковой [7]. В
Концепции также предусмотрена «кардинальная модернизация охраны здоровья членов молодой
семьи», не получившая дальнейшего развития, несмотря на то что большое число исследователей
[2, 8–11] считают, что крайне важно для решения проблемы повышения рождаемости именно оказание адресной медицинской помощи.
Таким образом, целью исследования стала разработка мер по профилактике нарушений репродуктивной функции в молодых семьях на основании определения их потребности в медико-социальной помощи на этапе образования и формирования.
Материал и методы исследования
Данные о распределении вступающих в брак по полу и возрасту приведены по результатам анализа
данных Комитета Ивановской области ЗАГС за 2009–2010 гг., Ивановостата – за 2011 г. Методом
очного анкетирования получена характеристика вступающих в брак (n=590 будущих супружес‑
ких пар, в том числе 590 мужчин и 590 женщин) и молодых семей, образованных супругами
в зарегистрированном браке (n=400) с использованием специально разработанных анкет. Оценка
состояния здоровья проведена по данным самооценки и результатам выкопировки из первичной
медицинской документации (ф.025/у-04) данных об общей накопленной заболеваемости за период, равный трем годам до вступления в брак. Анализ полученных данных проведен экспертным методом. Проверку значимости различий в группах сравнения проводили с использованием критерия Стьюдента, оценку связи признаков – с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Для статистической обработки результатов исследования в качестве программного обеспечения использовали программу «Excel» компании «Microsoft» (США).
Результаты исследования и обсуждение
В Ивановской области коэффициент брачности имеет тенденцию к росту: в 2011 г. отмечено
его увеличение по сравнению с 2009–2010 гг. до 8,0 на 1000 населения (в 2010 г. в среднем
по Центральному федеральному ок...