Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №5 / 2014
Программное обеспечение эпидемиологического анализа: использование и обучение
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России
Для проведения эпидемиологического анализа желательно иметь специализированные программы, а студентов медико-профилактического факультета обучать их использованию. При современных технологических возможностях наиболее удобный вариант реализации доступа к подобным программам – Интернет-сервисы. В связи с этим кафедра медицинской информатики и статистики и кафедра эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова при поддержке коллег из других медицинских вузов начали развивать проект в виде сайтов 1mgmu.com и nasci.ru с информационными материалами и готовыми программами для эпидемиологического анализа данных, доступных студентам и специалистам. На этих сайтах имеются как универсальные статистические программы (расчет точных доверительных границ к частоте), так и специализированные, такие как программа анализа внутригодовой динамики заболеваемости и программы картографирования вспышек и уровней заболеваемости.
Важнейшую часть в профессиональной деятельности эпидемиолога занимает анализ фактических данных заболеваемости [1]. Для статистического анализа можно использовать универсальные программные продукты, в том числе пакеты статистических программ, однако из-за специфики решаемых задач, исходных данных и используемой терминологии желательно также иметь и специализированные решения [2].
В соответствии с ФГОСом, переход на работу с которым произошел 3 года назад, в программе обучения студентов на медико-профилактическом факультете на изучение информационных технологий, медицинской статистики и эпидемиологии с основами доказательной медицины выделено достаточно большое количество часов. С одной стороны, это предоставляет дополнительные возможности для качественной подготовки специалистов, с другой – ряд медицинских вузов, не имеющих в своем составе необходимых специалистов, испытывают сложности в выполнении учебной программы, требующей как коренного обновления учебно-методического обеспечения, так и внедрения новых образовательных технологий.
В связи с этим кафедра медицинской информатики и статистики и кафедра эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова при поддержке коллег из других медицинских вузов приступили к разработке проекта Федерального образовательного центра на начальном этапе в виде сайта, обеспечивающего доступ к информационным материалам и готовым программам для проведения эпидемиологического анализа данных, доступного как студентам, так и специалистам.
Обычные образовательные технологии, использующиеся в отечественных медицинских вузах [3], не могут обеспечить в полной мере качественную подготовку специалистов в части практического использования методов статистического и математического анализа.
С одной стороны, программные решения, используемые в системе как Роспотребнадзора, так и Минздрава, жестко ориентированы на конкретику решаемых задач. Так, реальные АСУ громоздки, сложны для освоения и чаще всего имеют четкую ориентацию на конкретное учреждение. Таким образом, в учебном процессе на додипломном уровне использовать их нецелесообразно и не представляется возможным. С другой стороны, в силу необходимости конкурировать на рынке образовательных услуг медицинские вузы ориентированы на информационные системы, доступные только для своих обучающихся и только на период обучения.
В связи с этим на кафедре медицинской информатики и статистики Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова использовали другой подход – развитый сайт кафедры, работающий на собственном хостинге. Свободный доступ ко всем материалам сайта обеспечивает преемственность образования и обучения, так что ...