Медицинский Вестник №1-2 (722-723) / 2016

Просчитались...

25 января 2016

Согласно данным мониторинга Счетной палаты РФ, обнародованным в декабре прошлого года, с 2012-го по 2014 год число граждан, получающих льготные лекарства за счет федерального бюджета, стало меньше на 165 тысяч человек. Всего же отказались от получения лекарств в пользу денежной компенсации более 76% граждан. Причем многие из отказавшихся от федеральных льгот имеют возможность получать льготы региональные, чем и пользуются. Именно монетизация льгот стала, по мнению многих экспертов, камнем преткновения в работе государственной системы лекобеспечения. Неудивителен на этом фоне рост расходов граждан на приобретение лекарственных средств. С 2012-го по 2014 год, по данным Счетной палаты, они выросли на 154 млрд рублей (на 26%) и составили в 2014 году 752 млрд рублей (74% всех расходов на лекарства в стране). Прирост данного показателя отмечен в 81 субъекте РФ.

Согласно данным мониторинга Счетной палаты РФ, обнародованным в декабре прошлого года, с 2012-го по 2014 год число граждан, получающих льготные лекарства за счет федерального бюджета, стало меньше на 165 тысяч человек. Всего же отказались от получения лекарств в пользу денежной компенсации более 76% граждан. Причем многие из отказавшихся от федеральных льгот имеют возможность получать льготы региональные, чем и пользуются. Именно монетизация льгот стала, по мнению многих экспертов, камнем преткновения в работе государственной системы лекобеспечения. Неудивителен на этом фоне рост расходов граждан на приобретение лекарственных средств. С 2012-го по 2014 год, по данным Счетной палаты, они выросли на 154 млрд рублей (на 26%) и составили в 2014 году 752 млрд рублей (74% всех расходов на лекарства в стране). Прирост данного показателя отмечен в 81 субъекте РФ.

Индикаторы неудовлетворительной работы

По мнению специалистов Счетной палаты, снижение числа пациентов, получающих льготные лекарства за счет федерального бюджета, — один из основных индикаторов, свидетельствующих о неудовлетворительной работе государственных программ лекарственного обеспечения. Процент отказавшихся от льготного лекарственного обеспечения граждан из числа тех, кто имел право на получение набора социальных услуг (НСУ), варьирует от 19% в Чукотском автономном округе до 95% в Тульской области.

В целом аудиторы Счетной палаты нашли недочеты практически по каждому из пунктов, касающихся работы программ льготного лекарственного обеспечения. Так, к примеру, проверка показала, что действующие в этой области нормативные документы (Федеральный закон № 178-ФЗ и постановление № 890) не позволяют четко разграничить льготное лекарственное обеспечение граждан за счет федерального бюджета и за счет средств бюджета региона.

— Наличие жалоб, путаница с категориями льготников, высокая доля отказов от лекарственных препаратов (75%) свидетельствуют о том, что в обеспечении граждан существует ряд нерешенных вопросов. Ситуация осложняется тем, что система единого перекрестного персонального учета региональных и федеральных льготников отсутствует, — отметил Александр Филипенко, приведя в пример Пермский край, где более 1 тысячи больных бронхиальной астмой входят в перечень как федеральных, так и региональных льготников.

Ситуация усугубляется и тем, что утверждаемая ежегодно правительством программа госгарантий бесплатной медпомощи не содержит требований к регионам по порядку формирования региональных перечней лекарственных препаратов, которыми обеспечиваются льготные категории граждан. В результате регионы формируют их без привязки к перечню ЖНВЛП. Например, из 397 лекарственных средств льготного списка территориальной программы Калининградской области только 40% входят в Перечень ЖНВЛП, в Пермском крае — 38%. Это создает риски двойного финансирования и предоставления одного и того же лекарственного обеспечения как за счет федерального бюджета, так и за счет средств региона.

Недостатки были отмечены и в системе лекарственного обеспечения больных с орфанными заболеваниями. Проверка, в частности, показала, что по 5 из 24 орфанных болезней отсутствуют медико-экономические стандарты, и абсолютно неясно, на каких основаниях осуществляется лекарственное обеспечение этих больных. По остальным болезням стандарты есть, но 50% препаратов, указанных в них, в Перечень ЖНВЛП не входят, соответственно регионы их не закупают.

— Это приводит к срыву регионами лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями. Из 12 тысяч больных лекарства получают только 5 тысяч человек. Доля больных, получающих терапию, в Калининградской области составляет около 30%, в Пермском крае всего 22%, — уточнил Александр Филипенко.

Кроме того, регионы своевременно не вносят в регистр информацию о выбывших больных, что создает предпосылки к неэффективному распределению Минздравом соответствующих ассигнований.

Наконец, как неудовлетворительная оценена организация финансирования лекарственного обеспечения. В частности, отмечено, что практика Минздрава по ежегодному перечислению регионам межбюджетных трансфертов в основном в четвертом квартале приводит к тому, что субъекты по полгода не имеют средств на закупку лекарств. Например, из 3,5 млрд рублей, выделенных в 2014 году на закупку противотуберкулезных препаратов, регионы успели использовать до конца года чуть более 1,5 млрд. При этом возврат подтвержденных остатков осуществляется не ранее апреля-мая следующего года.

Ежегодный рост объема неиспользованных средств межбюджетных трансфертов свидетельствует о неэффективности планирования Минздравом России расходов на очередной финансовый год, делают вывод аудиторы Счетной палаты.

Например, в Пермском крае объем неиспользованных средств, выделяемых для доставки, учета и хранения лекарств для лечения больных по программе «7 нозологий» на 1 января 2015 года составлял почти 53 млн рублей. Несмотря на это, в 2015 году Минздрав перечислил региону еще 28 млн рубл...

Татьяна Бескаравайная, Ольга Коберник
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.