Медицинский Вестник №7 (548) / 2011

Провокации для пациента

1 марта 2011

В последние годы все чаще пациенты, недовольные результатами оказанных им медицинских услуг, обращаются в суд. Возросли и суммы компенсаций морального вреда, взыскиваемые по решению суда: если раньше медицинская организация могла «отделаться» максимум 50 тыс. рублей, то в настоящее время максимальная сумма компенсации достигла 7 млн. Разумеется, далеко не всегда клиника расплачивается за врачебные ошибки подобным образом, однако риск обращения недовольного пациента в суд есть всегда. При этом, что удивительно, в подавляющем большинстве случаев медицинская организация сама провоцирует на это пациента, не предоставляя ему информацию, в которой он нуждается, либо отказывая ему в рассмотрении заявленной претензии по качеству оказанных услуг.

В последние годы все чаще пациенты, недовольные результатами оказанных им медицинских услуг, обращаются в суд. Возросли и суммы компенсаций морального вреда, взыскиваемые по решению суда: если раньше медицинская организация могла «отделаться» максимум 50 тыс. рублей, то в настоящее время максимальная сумма компенсации достигла 7 млн. Разумеется, далеко не всегда клиника расплачивается за врачебные ошибки подобным образом, однако риск обращения недовольного пациента в суд есть всегда. При этом, что удивительно, в подавляющем большинстве случаев медицинская организация сама провоцирует на это пациента, не предоставляя ему информацию, в которой он нуждается, либо отказывая ему в рассмотрении заявленной претензии по качеству оказанных услуг.

Медики за рубежом давно убедились, что цена претензии, вышедшей за пределы клиники, неизбежно возрастает за счет судебных издержек (стоимость услуг адвоката, оплата экспертизы, оплата времени специалистов, вызванных в суд для допроса в качестве свидетелей и т.п.). Следует также учитывать, что некоторые недовольные пациенты могут написать бесчисленное количество жалоб во все доступные и недоступные инстанции, что грозит медицинской организации вереницей проверок, экспертиз и прочих разбирательств, которые неминуемо приведут к удару по имиджу клиники и соответственно могут повлечь за собой отказ других пациентов от услуг этого ЛПУ. Думаю, не стоит уточнять, чем последнее чревато для организации.

Если не вдаваться в подробности обсуждения качества оказанных пациенту услуг, на вопрос, чем же еще медицинские организации провоцируют недовольство пациента, можно дать несколько ответов.

Многие медицинские организации, руководствуясь нормами статьи 158 ГК РФ, согласно которой сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной), не составляют письменный договор об оказании медицинских услуг, ограничиваясь выдачей кассового чека, полагая, что он будет являться подтверждением не только факта оплаты медицинских услуг, но и факта заключения договора.

Отказ предоставить информацию о медицинском вмешательстве

Очень часто пациенты сталкиваются с тем, что медицинская организация отказывается предоставить им копию их медицинской карты, ссылаясь на то, что данный документ можно выдать исключительно по запросу суда или органов следствия. На самом деле подобный отказ неправомерен, поскольку статья 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее — Основы) прямо предусматривает возможность выдачи пациенту копии медицинских документов, отражающих его состояние здоровья.

...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.