Медицинский Вестник №32 (609) / 2012
Путь закона
В последние годы был утвержден ряд системообразующих для отечественного здравоохранения законов. Разработка и принятие почти каждого сопровождались активной дискуссией в медицинском сообществе, среди пациентов, в СМИ и интернете. Особенно показателен в этом отношении закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В ходе общественного обсуждения проект прошел несколько редакций, в процессе его подготовки к чтениям в Госдуме было рассмотрено более 550 поправок. Однако и после принятия он продолжает вызывать нарекания. Похожая картина и с другими законодательными актами.
Медицинские работники не привлекаются
О необходимости внесения поправок в уже принятые законы в сфере здравоохранения неоднократно заявляло руководство Национальной медицинской палаты. Ее президент Леонид Рошаль в беседе с «МВ» подтвердил:
— Медицинская палата ставит вопрос о необходимости изучить правоприменение принятых законов и внести поправки, причем не только в законы, но и в распоряжения и указы профильного ведомства. И только затем можно будет двигаться дальше.
Почему же в свежеиспеченные законы приходится практически сразу вносить какие-то коррективы? Что не так с процессом законотворчества в России?
Оказывается, специальной экспертной процедуры в отношении законопроектов в области здравоохранения не существует, а есть правила проведения экспертизы законопроектов вообще. Такое мнение высказал главный специалист Центра правовых исследований и развития законодательства Алексей Царев. Подтверждают это и в Министерстве юстиции РФ: методика проведения правовой экспертизы законопроектов в области здравоохранения, отличная от методик в иных областях, отсутствует.
Как рассказали корреспонденту «МВ» в пресс-службе Министерства юстиции, до внесения в Правительство РФ проекты федеральных законов, после их согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, направляются в Минюст на правовую экспертизу. В министерстве проект документа оценивают на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдения правил юридической техники. По результатам экспертизы Минюст дает заключение. В нем содержатся сведения о предмете регулирования законопроекта и его соответствии предметам ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и субъектов РФ, установленным Конституцией РФ, а также состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность указанного законопроекта и перечня нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующего федерального закона. Содержит заключение и оценку формы законопроекта и соответствия его текста правилам юридической техники, а содержания — нормам Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, а также юридической практике.
При проведении правовой экспертизы законопроектов специалисты Минюста руководствуются документами, регулирующими ее проведение, подготовленными Минюстом совместно с Российской правовой академией и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Существуют и методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. Вот только при этом медицинские работники для правовой экспертизы федеральных законов в сфере здравоохранения не привлекаются.
В Минюсте считают, что существующий механизм позволяет своевременно выявлять недостатки законопроектов и «в достаточной степени обеспечивает системную сбалансированность и эффективность реализации принятых законов». Од...