Медицинский Вестник №12 (481) / 2009
РАВНЕНИЕ НА... ЕГЭ. dura lex, sed lex
До недавнего времени мы и наши дети жили по старинке. Получив аттестат зрелости и отпраздновав выпускной вечер, вновь брались за учебники. А дальше — как положено — бессонные ночи перед испытаниями в выбранном после долгих колебаний вузе, страх и трепет перед незнакомыми экзаменаторами и, наконец, с дрожью в коленях поиски своей фамилии в списках зачисленных. Но вот министром Фурсенко нам всем дарована свобода. Пройдя в школе тестирование, названное Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), можно разослать его результаты в любые вузы страны и, отдыхая, ждать, в каком из них сумма ваших баллов покажется приемлемой, и вы из абитуриента чудесным образом превратитесь в студента. Да и у преподавателей вузов жизнь значительно облегчается: вместо изнурительных приемных экзаменов надо просто зачислить тех, у кого сумма баллов ЕГЭ выше установленной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) планки. Но почему же у ЕГЭ оказалось столько недоброжелателей — педагоги, преподаватели, родители и даже учащиеся? В канун выпускных и вступительных экзаменов мы попросили ректоров медицинских вузов высказать свое отношение к новым правилам приема студентов, задав им несколько вопросов.
Вопросы ректорам:
- Устраивает ли вас принятый Госдумой РФ закон о единой форме зачисления абитуриентов по результатам ЕГЭ?
- Какой средний балл ЕГЭ вы считаете приемлемым (пороговым) для приема в вуз?
- Будут ли в вузе проводиться какие-нибудь дополнительные испытания для абитуриентов?
- Есть ли при вузе базовая школа, откуда к вам приходят ориентированные на медицину абитуриенты? Будут ли они иметь некоторые преимущества при равных средних баллах ЕГЭ с остальными, желающими поступить к вам? Если да, то не повлечет ли это всякого рода неприятности, вплоть до судебных?
Николай Николаевич Володин, ректор Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова, академик РАМН РГМУ включен в число 24 российских вузов, которые имеют право провести дополнительные испытания
— РГМУ включен в число 24 российских вузов, которые имеют право провести дополнительные испытания. Это позволит на последнем этапе выявить ту молодежь, которая имеет достаточный уровень подготовки по основной профильной дисциплине, поэтому мы вводим дополнительные испытания на всех наших факультетах. Кроме того, в этом году мы получили возможность зачислять на 1-й курс медико-биологического, фармацевтического и психолого-социального факультетов победителей олимпиад. Есть несколько вузов, которые проводят такие олимпиады. 7 и 14 марта прошли два тура олимпиады и 30% победителей, это примерно 58—60 человек, будут зачислены на 1-й курс в РГМУ вне зависимости от результатов ЕГЭ. Другое дело, если они захотят поступать на педиатрический, лечебный или стоматологический факультеты, вот тогда им придется проходить вступительные испытания на общих основаниях.
Что же касается вечерних отделений, которые у нас есть на педиатрическом и лечебном факультетах, то Минобрнауки РФ внесен ряд предложений по расширению возможностей применения стандартных, годами отработанных методов оценки знаний абитуриента — экзаменов. В данное время эти предложения уже оформляются в виде решений.
Сергей Михайлович КУТЕПОВ, ректор Уральской государственной медицинской академии, профессор
Наша академия ориентируется на абитуриентов, которые мотивированы на учебу в медицинском вузе
1. Россия подписала Болонское соглашение, и с 2010 г. система подготовки специалистов в вузах страны должна соответствовать европейской. ЕГЭ отвечает требованиям соглашения. Другое дело, что сама система все еще дорабатывается, вносятся какие-то изменения. Некоторые вопросы законодатель не смог определить изначально, хотя это было желательно. Решение по введению ЕГЭ узаконено. Система приема в вузы создана, и особых вопросов возникать не должно. Важно, чтобы сама процедура сдачи ЕГЭ не подвела.
2. Наша академия ориентируется на абитуриентов, которые мотивированы на учебу в медицинском вузе, умеют воспринимать новые знания и адаптироваться к меняющимся условиям. Поступить в УГМА смогут школьники, которые учились на «четыре» и «пять». Оценка «4» примерно соответствует 51—70 баллам по ЕГЭ. Так что имеют шансы поступить те, кто получит по ЕГЭ в совокупности по 3-м тестам 150 баллов и более.
3. Никаких дополнительных испытаний в УГМА не предусмотрено. Зачисление будет осуществляться только на основании результатов ЕГЭ. Если рассматривать вопрос в принципе, то считаю, что дополнительные испытания нужны при поступлении на «творческие» специальности, например, в театральный или художественный вуз.
4. Только в Екатеринбурге есть три гимназии, два лицея и одна средняя школа, которые выполняют роль базовых для УГМА. Кроме них есть две базовые гимназии в Нижнем Тагиле и по одной — в Каменск-Уральском и Верхней Пышме. В этих средних учебных заведениях с нашим участием более углубленно преподаются химия и биология (предметы, которые нужно сдавать пр...