Медицинский Вестник №2 / 2021

Расплата за услугу. Сколько денег пациенты ежегодно выигрывают у клиник

19 июля 2021

За последние три года пациенты пытались отсудить у клиник 3,328 трлн руб., следует из данных судебного департамента при Верховном суде, с которыми ознакомился «МВ». Это более чем в два раза превышает запланированные расходы федерального бюджета на реализацию национального проекта «Здравоохранение». В большинстве споров выигрывали пациенты, однако суд удовлетворял их требования лишь частично: с 2018 года медучреждения проиграли в делах о защите прав потребителей 762,3 млн руб. Юристы, специализирующиеся на медицинских делах, объяснили «МВ», почему пациенты требуют от клиник крупные суммы, кто может быть в этом виноват и как от этого защититься.

Статистика

В 2020 году в России суды разного уровня рассмотрели 2526 дел о защите прав потребителей в сфере медицинских услуг, следует из данных судебного департамента при Верховном суде. Из них только в 565 (22,3%) случаях суд вынес решение в пользу медучреждения, в 1361 (53,87%) — дело закончилось удовлетворением требований истца, в том числе 1069 — частичным удовлетворением. В общее количество рассмотренных дел также входит 324 прекращенных, 194 оставленных без рассмотрения и 82 переданных в другие суды.

Иски в сфере защиты прав потребителей медицинских услуг подаются к медорганизации, она же возмещает ущерб пациенту в случае, если суд удовлетворит исковые требования. Конкретный врач, оказывавший помощь больному, может привлекаться к процессу в качестве третьего лица.

Однако существует судебная практика подачи регрессных исков. Согласно ст.1081 «Право регресса к лицу, причинившему вред» ГК РФ, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Трудовой кодекс предусматривает два вида материальной ответственности работников: ограниченную и полную. При ограниченной материальной ответственности работник, как правило, возмещает ущерб в размере среднего месячного заработка, поясняют специалисты «Факуль­тета медицинского права». При полной ответственности ущерб подлежит возмещению в полном объеме.

За последние пять лет, за исключением 2020 года, количество исков от пациентов постоянно росло. Так, в 2016 году суды получили 2417 дел, в 2017 — 2730 (+12,94%), в 2018 — 3116 (+14,13%), в 2019 количество дел выросло на 32,34% и составило 4124.

В 2020 году на фоне пандемии COVID-19 рынок медуслуг сократился на 10,8%, сообщал «МВ». Снижение числа медицинских приемов закономерно отразилось на количестве дел о защите прав потребителей: за прошлый год в суды поступило 2482 иска к медучреждениям, что на 39,81% меньше показателя 2019 года.

Вместе с ростом количества дел увеличивалось и число удовлетворенных исков. В 2016 году суд полностью или частично одобрил требования потребителей медуслуг в 1043 случаях, в 2017-м таких дел было 1295, в 2018-м — 1431, в 2019-м — 2408, в 2020-м — 1361.

При этом количество случаев отказа в удовлетворении требований, напротив, не демонстрирует рез­ких изменений: в 2016 го­­ду суд вынес решение в пользу медучреждений по 508 делам, в 2017-м — по 717, в 2018-м — по 777, в 2019-м — по 761, а в 2020-м показатель приблизился к уровню 2016 года и составил 565.

За последние пять лет, за исключением 2020 го­да, количество исков от пациентов постоянно росло. Так, в 2016 году суды получили 2417 дел, в 2017 — 2730 (+12,94%), в 2018 — 3116 (+14,13%), в 2019 количество дел выросло на 32,34% и составило 4124.

Илья Калашников
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.