Медицинский Вестник №24 (451) / 2008

Реформа без денег?

1 августа 2008

Государство озадачено: как бы сделать такую реформу, чтобы расход государственных средств не увеличивать, а придумать механизм их перераспределения (через фонды, накопительные счета и т.д.) таким образом, чтобы вектор развития здравоохранения изменился в лучшую сторону? И при этом как бы уследить, чтобы врачи работали качественно, не перерасходовали средств, не делали лишнего, чтобы соблюдали стандарты (так легче осуществлять контроль за объемом услуг) и умудрялись соответствовать высокой клятве Гиппократа? Такую реформу придумать трудно. Решено провести всенародное обсуждение предложений и проектов.

Государство озадачено: как бы сделать такую реформу, чтобы расход государственных средств не увеличивать, а придумать механизм их перераспределения (через фонды, накопительные счета и т.д.) таким образом, чтобы вектор развития здравоохранения изменился в лучшую сторону? И при этом как бы уследить, чтобы врачи работали качественно, не перерасходовали средств, не делали лишнего, чтобы соблюдали стандарты (так легче осуществлять контроль за объемом услуг) и умудрялись соответствовать высокой клятве Гиппократа? Такую реформу придумать трудно. Решено провести всенародное обсуждение предложений и проектов.

Какие идеи, направленные на улучшение охраны здоровья, есть на сегодняшний день?

В основном все предложения можно разделить на три группы.

Первый уровень: врач — пациент. Очевидно, что от качества работы врача зависит качество медицинской помощи. Предлагается вводить различные критерии оценки качества работы, требовать отчеты в соответствии с этими критериями, вводить методы материальной стимуляции качественного труда (поощрения или наказания). Считается также, что качество работы может быть повышено соблюдением медико-экономических стандартов по обследованию и лечению при различной патологии. (Не углубляясь в критику, хочу все же заметить, что стандарты имеют большее значение для экономических аспектов медицины, чем для лечебных).

Второй уровень: государственные финансы. Предполагается, что, изменяя направления движения финансовых потоков (бюджетные средства и ОМС), можно увеличить эффективность их использования путем повышения мотивации к увеличению объемов и качества медицинской помощи. Например, предлагается в виде нового хозяйственного механизма изменение главного фондодержателя в системе поликлиника — стационар; предлагается резервирование средств в индивидуальных медицинских накопительных счетах и др.

Третий уровень: стоимость медицинского обслуживания. Обс...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.