Медицинский Вестник №30 (457) / 2008
Рекомендовать нельзя обязать
Где поставить запятую в заголовке, если говорить о стандартах медицинской помощи? Вопрос в России вроде бы решенный: обязать. С января следующего года стандарты, утвержденные приказами Минздравсоцразвития России, должны стать обязательными. Знаки препинания расставлены. Но правильный ли выбран путь? Приведет ли всеобщая стандартизация к повышению качества медицинской помощи? А ведь именно повышение качества и доступности объявлено главной целью всех преобразований. Есть точка зрения, что сначала следует определиться с системой управления качеством медицинской помощи, а затем для каждого уровня ее оказания сформулировать рекомендательные стандарты. Так считает председатель Наблюдательного совета некоммерческого партнерства “Национальная фармацевтическая инспекция” Михаил Александрович ГЕТЬМАН.
Абстрактный формат
На протяжении многих лет мы постоянно говорим о качестве медицинской помощи. Однако по-прежнему понятие качества в отношении здравоохранения существует в абстрактном формате. Осталось лишь сформулировать: что такое качество и что такое доступность? И тогда все станет понятно.
Сегодня представлена программа “Развитие общественной профессиональной системы обеспечения эффективности, безопасности и качества медицинской продукции и медицинской помощи”, сформулированная некоммерческими партнерствами “Национальное объединение независимых медицинских экспертов”, “Национальная фармацевтическая инспекция” и “Научный центр экспертизы медицинских изделий” при поддержке Общероссийской общественной организации “Лига здоровья нации”. Представленная в ней позиция заключается в том, что путь синтетический, направленный на создание стандартов лечения конкретных заболеваний, — тупиковый.
Еще два года назад я сам отстаивал обязательность стандартов. Но поменял свою точку зрения и не стесняюсь об этом говорить. Представьте себе, мы переводим в нормативную плоскость эти стандарты, которые должны применяться всеми без исключения — и амбулаторией, и районной больницей, и огромным федеральным центром. Создадут ли эти стандарты одинаковую ценность для пациента при одинаковом их внедрении на всех уровнях, но при совершенно неравном отношении к оказанию медицинской помощи, неравном уровне оснащенности? (В моем понимании ценность медицинской помощи для пациента определяется степенью приближенности ее результата к потребностям пациента или к его ожиданиям.) Это окажется просто технически невозможно. Если протекает крыша, то сам факт того, что она не обвалилась, представляет собой элемент качества медицинской помощи в данной районной больнице.
Далее. В медицине всегда приветствовался индивидуальный подход к лечению пациента. Можно ли человека подогнать под стандарт? Уровень отклонений в каждом конкретном случае будет таков, что стандарт нельзя будет назвать стандарто...