Медицинский Вестник №22 (449) / 2008
Россия и Европа: путь сближения
В современных условиях школам отводится все большая роль в формировании здорового образа жизни, сохранении здоровья детей. Школьное здравоохранение в нашей стране, которое в настоящее время выстраивается Правительством и Минздравсоцразвития России в рамках национальных приоритетных проектов, как система представляется современной и прогрессивной. По сути, осуществляется реформирование или даже воссоздание школьного здравоохранения.
Интересно сопоставить организацию школьной и университетской медицины у нас в стране и в Европе.
По ряду позиций мы ушли вперед. Например, европейские коллеги справедливо воспринимают Интернет как психологическую проблему, как фактор, содействующий рисковым формам поведения, но при этом не говорят об актуальности решения вопроса электронных учебников. Российские же гигиенисты этим всерьез озабочены. Наше преимущество и в том, что проблемы школьных нагрузок мы рассматриваем вместе с педагогами (у европейцев столь тесного взаимодействия нет). Сейчас активно разрабатываются образовательные стандарты второго поколения, в их подготовке принимают самое активное участие гигиенисты детства. Но нельзя требовать выполнения стандарта, не обеспечив соответствующие условия для его реализации. Вообще же по видению и подходу к проблемам в области школьной и университетской медицины мы становимся все более похожими друг на друга. Вероятно, это следствие глобализации.
Сегодня основными темами, волнующими европейских специалистов в области школьной и университетской медицины, являются: психическое здоровье детей, заболевания полости рта (и прежде всего стоматологическая патология), избыточный вес и ожирение (до четверти подростков в европейском регионе имеют избыточную массу тела). Актуальны также и вопросы вакцинации.
Недостаточная двигательная активность, рисковые формы поведения, ожирение — все это характерно и для российских детей. Так что в целом проблемы у нас одни, но разные степени выра...