Медицинский Вестник №22 (635) / 2013
СЕРГЕЙ АНУФРИЕВ: мы имеем, по сути, дикий рынок
Как стать успешной клиникой — пожалуй, главный лейтмотив большинства конференций, собирающих представителей частных клиник. Санкт-Петербургский медицинский форум — не исключение. Однако его директор Сергей АНУФРИЕВ считает, что руководители государственных ЛПУ не меньше нуждаются в знаниях по медицинскому менеджменту и маркетингу, но их заинтересованность в получении таковых крайне низка. О том, почему так происходит, он рассказал в интервью корреспонденту «МВ» Ольге Островской.
Как стать успешной клиникой — пожалуй, главный лейтмотив большинства конференций, собирающих представителей частных клиник. Санкт-Петербургский медицинский форум — не исключение. Однако его директор Сергей АНУФРИЕВ считает, что руководители государственных ЛПУ не меньше нуждаются в знаниях по медицинскому менеджменту и маркетингу, но их заинтересованность в получении таковых крайне низка. О том, почему так происходит, он рассказал в интервью корреспонденту «МВ» Ольге Островской.
— В чем причина низкой активности руководителей государственных клиник в вопросах получения знаний в области современных технологий управления?
— На мой взгляд, это результат отсутствия конкуренции медорганизаций за пациента и, как следствие, слабая заинтересованность в качестве оказываемой медицинской помощи и сервисе. У государственных ЛПУ одна задача: «переварить» без особых проколов плановое количество пациентов. А источник внебюджетных средств рождается не от высокого качества медицинской помощи и сервиса, а от отчаяния пациента, желающего быстрее получить обычные услуги. Тут не нужно знать маркетинг и менеджмент — надо просто перекрыть доступ к бесплатной помощи.
В этих условиях частный медицинский бизнес, если он честный и цивилизованный, — подвиг. Посудите сами: высокий порог для его открытия (дорогостоящее оборудование, высокая арендная плата, отсутствие доступной системы лизинга и кредитования) и крайне сложные условия выживания — налоговых льгот практически никаких плюс низкая платежеспособность населения и снижающаяся маржинальность.
— Это подталкивает частные клиники к вхождению в систему ОМС?
— В этом стремлении отражается желание сделать свои услуги более доступными для людей и получить гарантированный поток пациентов. Система ОМС — это 900 млрд рублей в год, поэтому частные клиники в кризисных условиях падающей платежеспособности населения будут стремиться приобщиться к системе.
Более доступными услуги частных клиник могла бы сделать система ДМС, именно доброво...