Медицинский Вестник №8 (729) / 2016
Сами с усами
Суммы, вкладываемые гигантами фарминдустрии в разработки инновационных препаратов и научные исследования, уже ни для кого не секрет. Очевидно, не всем это по плечу, и в случае относительно небольших производств с коммерческой точки зрения логично делать ставку на выпуск дженериков. Тем не менее находятся производители, для которых собственные разработки не меньший приоритет, в том числе и среди отечественных фармкомпаний. Чем занимаются в них отделы R&D, разбирался в рамках спецпроекта «Сделано в России» врач-невролог Павел Бранд, посетив производство компании «Нанолек» в Кирове.
Производственная одиссея
Первая достопримечательность Кирова настраивала на правильный лад — у выхода из здания аэропорта в ночи приветливо светился большой ПЭТ с этикеткой «Вятский квас», сделанный, как говорят, из местной северной ржи и на воде собственных артезианских источников. Чем не импортозамещение с экспортным потенциалом? Почти сразу после того, как вспоминается старое название Кирова, из памяти всплывают стиральная машина «Вятка-автомат» и Вятский молочный комбинат. Получается, традиции производства в городе и области есть. Компания «Нанолек», можно сказать, стала достойным их продолжателем. К слову, «Нанолек» — компания исключительно российская, созданная на деньги отечественных инвесторов.
Производство недалеко от Кирова было запущено в 2014 году. Проектировалось оно изначально в соответствии с международными стандартам GMP EU и российским GMP ГОСТ. Комплекс, включающий три автономных производственных корпуса, был построен с нуля и проектировался под приоритетные направления продуктового портфеля:
- производство твердых лекар-ственных форм (антиретровирусная терапия, онкология и сердечно-сосудистые заболевания);
- биотехнологическое производство в шприцах и флаконах (запуск полного цикла которого намечен на конец 2016 года);
- производство цитостатических лекарственных препаратов в твердых и инъекционных лекарственных формах.
Проект, надо сказать, сделан не без изящества. Одна из достопримечательностей завода — завораживающий белизной коридор, по которому необходимо пройти, прежде чем попадешь в производ-ственные цеха.
— Что за космическое сооружение? — спрашивает Павел Бранд.
— Мы идем по коридору, основная функция которого — осуществление логистических операций между различными корпусами производственного комплекса. По нему от корпуса к корпусу, без выхода вовне, перемещаются сотрудники, исходные материалы для производства и готовая продукция, — рассказывает директор по качеству БМК «Нанолек» Светлана Шабалова.
На вопрос о том, насколько оправдано такое решение с технологической точки зрения, технический директор БМК «Нанолек» Александр Фучижи говорит, что это традиционное решение для современных фармпроизводств в последнее время, хотя есть и такие, где сообщение между корпусами происходит через улицу.
Инженерное сооружение впечатляет. На протяжении всей почти двухсотметровой длины руководитель отдела по корпоративным коммуникациям «Нанолек» Елена Кольцо...