Медицинский Вестник №3 (616) / 2013

Счет не в нашу пользу

1 января 2013

Мы обратились к экспертам с просьбой разъяснить, в каких изменениях нуждается существующая система постдипломного образования, чтобы ее уровень начал отвечать международным стандартам и реальным нуждам профессионалов.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова одной из главных задач в деятельности отраслевого министерства назвала реформирование системы высшего профессионального медицинского образования на додипломном и последипломном уровне. Мы обратились к экспертам с просьбой разъяснить, в каких изменениях нуждается существующая система постдипломного образования, чтобы ее уровень начал отвечать международным стандартам и реальным нуждам профессионалов.

Неравномерное качество

В настоящее время постдипломную подготовку осуществляют пять учреждений дополнительного профессионального медицинского образования, а также факультеты повышения квалификации, которые есть практически во всех вузах, подведомственных Минздраву РФ. Также в последнее время образовательные функции активно берут на себя многочисленные учебные центры и частные курсы, предлагающие пройти повышение квалификации. Парадоксально, но даже при многообразии предложений большинство опрошенных специалистов все равно сетуют на неудовлетворительное качество обучения.

— Наши врачи проходят курсы повышения квалификации один раз в пять лет. Но, к сожалению, наличие сертификата специалиста совершенно не означает, что врач на самом деле является им, — отмечает ассистент кафедры скорой медицинской помощи Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Антон Бичун. — Далеко не все кафедры проводят итоговые экзамены на проверку полученных знаний или проводят их формально. Довольно часто от коллег разных специальностей приходится слышать о том, что на курсы повышения квалификации они идут только за официальной бумагой. При этом существует достаточное число образовательных программ для врачей, реализуемых в виде краткосрочных курсов, семинаров и тренингов, где обычно не выдают официальных документов по окончании данных программ, но зато врачи получают то, что им нужно, — знания и практические навыки. Как правило, такие курсы врачи оплачивают самостоятельно, что позволяет реализоваться главному принципу, гарантирующему эффективность обучения, — в данной системе есть механизм обратной связи, ведь врачи просто не пойдут на такие курсы при их низком качестве. Государственная система повышения квалификации почти лишена такого санационного и саморегулирующего механизма в силу монополизированности, сложности и неповоротливости. Собственно, именно поэтому и появилось большое количество организаций, которые занимаются дополнительным обучением врачей на частной основе. Можно сделать вывод о том, что существующая система повышения квалификации несколько устарела и не отвечает запросам быстроразвивающейся и меняющейся медицины и общества. Вероятно, имеет смысл сохранить существующий порядок допуска врача к работе с пациентами только при наличии диплома и сертификата, ограничить монополию в системе повышения квалификации, а также ввести возможность получения сертификата по результатам пройденных за пять лет курсов, разработав своеобразную балльную оценку различных курсов. Налицо целесообразность экспертной оценки обучения представителями врачебного сообщества, то есть не только профессорско-преподавательским составом и главными специалистами, но и врачами, которые непосредственно лечат большое количество пациентов.

Другая проблема — качество содержания образовательных программ. По оценкам независимых экспертов, весьма часто на курсах слушателям предлагают устаревшую, потерявшую актуальность информацию.

— Вся система государственного постдипломного образования врачей идет по какому-то нерациональному пути развития, — рассказал «МВ» один из организаторов частных курсов повышения квалификации для терапевтов, просивший не называть его фамилию. — Учебные программы перенасыщены массой скучной, наукообразной информации. В результате врачи, как правило, посещают первое и последнее занятия, а также пару лекций в середине цикла и на этом считают ...

Татьяна Колбасова
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.