Акушерство и Гинекология №9 / 2021
Сексуальное и репродуктивное здоровье девочек-подростков
1) Ереванский государственный медицинский университет имени Мхитара Гераци, Ереван, Армения;
2) Медицинский центр «Бегларян», Ереван, Армения
Актуальность: Подростки имеют особые потребности в области сексуального и репродуктивного здоровья, которые остаются неудовлетворенными. В основном это происходит из-за недостатка знаний, социальной стигмы, а также законов и политики, запрещающих аборты и обеспечение контрацептивами не состоящих в браке подростков.
Цель: Оценка состояния сексуального и репродуктивного здоровья девочек-подростков и влияния современных информационных технологий на их психическое здоровье, психосексуальное и психосоциальное развитие.
Материалы и методы: В исследование включены 700 подростков 10–19 лет, отобранных случайным образом в разных регионах Армении, включая Ереван.
Результаты: Установлена общая связь между использованием подростками социальных сетей и отрицательным показателем сексуального и репродуктивного здоровья. В Армении 69,8% подростков не имеют информации о противозачаточных средствах, 55,3% не знают об инфекциях, передающихся половым путем. Ускоренное половое развитие зарегистрировано у 21,3% подростков в возрасте до менархе и у 18,3% – до 19 лет. Задержка полового развития зарегистрирована у 15,6% подростков в возрасте до менархе и у 7,2% – до 19 лет. Замедленное половое развитие зарегистрировано у 12,2% подростков в возрасте до менархе и у 5,3% – до 19 лет. Раннее начало половой жизни увеличивает риск инфекций, передаваемых половым путем (44,7%), в том числе вируса папилломы человека (15,9%).
Заключение: Просвещение в вопросах сексуального и репродуктивного здоровья и ограничение использования социальных сетей являются ключом к снижению негативного воздействия современных информационных технологий на сексуальное, психическое и репродуктивное здоровье девочек-подростков. Подросткам необходимы соответствующее их возрасту всестороннее половое воспитание, эффективное медицинское обслуживание и благоприятная среда для роста и развития.
Подростковый возраст – это переходный этап физического и умственного развития человека, происходящий до наступления половой зрелости и заканчивающийся взрослой жизнью. Сексуальность, выражение интереса, ориентации и предпочтений являются нормальной частью подросткового возраста. Сексуальность подростка включает в себя множество факторов, таких как развитие интимных партнерских отношений, гендерная идентичность, сексуальная ориентация, религия и культура [1].
Подростки имеют особые потребности в области сексуального и репродуктивного здоровья, которые остаются неудовлетворенными. В основном это происходит из-за недостатка знаний, социальной стигмы, а также законов и политики, запрещающих аборты и обеспечение контрацептивами не состоящих в браке подростков [2]. В настоящее время подростки живут в новой, огромной и сложной виртуальной вселенной, даже если они продолжают свою жизнь в реальном мире [3]. Эти среды могут быть как «нормальными», так и патологическими.
Существует общая связь между использованием подростками социальных сетей и отрицательными показателями здоровья, плохим качеством сна, тревожностью и депрессией [4].
Целью данного исследования является изучение сексуального и репродуктивного здоровья девочек-подростков в Армении и оценка влияния современных информационных технологий на их академическую успеваемость, психическое здоровье, психосексуальное и психосоциальное развитие.
Материалы и методы
В исследование включены 700 подростков в возрасте 10–19 лет, отобранных случайным образом в разных регионах Армении, включая Ереван. В связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 объявления о проведении анкетирования регулярно публиковались в социальных сетях (Facebook, Instagram), что дало возможность обеспечить репрезентативность выборки. Родителям потенциальных участников – подростков в возрасте от 10 до 19 лет – по электронной почте была отправлена общая информация о настоящем исследовании и безопасная ссылка на форму согласия родителей.
После сбора данных 700 девочек-подростков, полученных из специально разработанных анкет, были созданы 2 группы.
В первую группу вошли 230 (32,9%) девочек-подростков в возрасте до менархе. Во вторую группу включены 470 (67,1%) девочек-подростков в возрасте от менархе до 19 лет. Внутренняя согласованность анкеты оценивалась путем вычисления коэффициента Кронбаха (α=815; p<0,05).
В исследовании оценивается состояние репродуктивного и сексуального здоровья и влияние современных информационных технологий на прогресс обучения, психическое здоровье, психосексуальное и психосоциальное развитие подростков в Армении.
Данные были собраны в период с мая 2020 г. по сентябрь 2020 г. и проанализированы путем разделения полученных сведений на следующие разделы.
1. Исходные демографические данные.
2. Сведения о менструальной функции.
3. Данные об уровне образования и частоте проверки социальных сетей (дополнительные/поддельные аккаунты в Facebook, Instagram, YouTube).
Интернет-активность в образовательных и других целях оценивалась путем сбора информации о том, сколько часов в неделю участники проводили в Интернете в образовательных целях, в онлайн-играх и в чатах/общении (определяемом как использование Интернета в свободное время). Варианты ответов включали «нет», «менее 5 ч», «от 5 до 10 ч», «от 10 до 15 ч», «от 15 до 20 ч» и «более 20 ч». Для аналитических целей эти варианты были записаны по шкале Лайкерта в диапазоне от 1 (нет) до 6 (более 20 ч), которые позже были объединены для создания коэффициента Кронбаха (α=0721; p<0,05). Сумма баллов каждой группы в этом исследовании представляет собой общее количество времени, потраченного на эти развлекательные онлайн-мероприятия.
4. Данные о сексуальном здоровье (возраст начало половой жизни, использование противозачаточных средств, информация об инфекциях, передающихся половым путем).
5. Медицинские данные о беременности и родах (выкидыши, аборты, количество беременностей, осложнения беременности, роды).
6. Данные, касающиеся использования социальных сетей и психического здоровья.
7. Данные, касающиеся использования социальных сетей и расстройств пищевого поведения.
Письменное информированное согласие было запрошено у родителей или опекунов подростка при первом посещении. Исследование было проведено в соответствии с этическими принципами, изложенными в Хельсинкской декларации. Проект обсужден и одобрен этическим комитетом Ереванского государственного медицинского университета им. Мхитара Гераци и проводился при финансовой поддержке Министерства образования и Государственного комитета по науке Республики Армения в рамках исследовательского проекта № 19YR-3B063.
Методы оценки
1. Шкала депрессии Бека (Back Depression Inventory).
Оценка депрессивных симптомов осуществлялась с помощью шкалы депрессии Бека (ШДБ). Тестирование с применением ШДБ проводилось всем участникам в виде заполнения анкет самостоятельно или в ходе оп...
0,05).