Акушерство и Гинекология №9 / 2021

Сексуальное и репродуктивное здоровье девочек-подростков

23 сентября 2021

1) Ереванский государственный медицинский университет имени Мхитара Гераци, Ереван, Армения;
2) Медицинский центр «Бегларян», Ереван, Армения

Актуальность: Подростки имеют особые потребности в области сексуального и репродуктивного здоровья, которые остаются неудовлетворенными. В основном это происходит из-за недостатка знаний, социальной стигмы, а также законов и политики, запрещающих аборты и обеспечение контрацептивами не состоящих в браке подростков.
Цель: Оценка состояния сексуального и репродуктивного здоровья девочек-подростков и влияния современных информационных технологий на их психическое здоровье, психосексуальное и психосоциальное развитие.
Материалы и методы: В исследование включены 700 подростков 10–19 лет, отобранных случайным образом в разных регионах Армении, включая Ереван.
Результаты: Установлена общая связь между использованием подростками социальных сетей и отрицательным показателем сексуального и репродуктивного здоровья. В Армении 69,8% подростков не имеют информации о противозачаточных средствах, 55,3% не знают об инфекциях, передающихся половым путем. Ускоренное половое развитие зарегистрировано у 21,3% подростков в возрасте до менархе и у 18,3% – до 19 лет. Задержка полового развития зарегистрирована у 15,6% подростков в возрасте до менархе и у 7,2% – до 19 лет. Замедленное половое развитие зарегистрировано у 12,2% подростков в возрасте до менархе и у 5,3% – до 19 лет. Раннее начало половой жизни увеличивает риск инфекций, передаваемых половым путем (44,7%), в том числе вируса папилломы человека (15,9%).
Заключение: Просвещение в вопросах сексуального и репродуктивного здоровья и ограничение использования социальных сетей являются ключом к снижению негативного воздействия современных информационных технологий на сексуальное, психическое и репродуктивное здоровье девочек-подростков. Подросткам необходимы соответствующее их возрасту всестороннее половое воспитание, эффективное медицинское обслуживание и благоприятная среда для роста и развития.

Подростковый возраст – это переходный этап физического и умственного развития человека, происходящий до наступления половой зрелости и заканчивающийся взрослой жизнью. Сексуальность, выражение интереса, ориентации и предпочтений являются нормальной частью подросткового возраста. Сексуальность подростка включает в себя множество факторов, таких как развитие интимных партнерских отношений, гендерная идентичность, сексуальная ориентация, религия и культура [1].

Подростки имеют особые потребности в области сексуального и репродуктивного здоровья, которые остаются неудовлетворенными. В основном это происходит из-за недостатка знаний, социальной стигмы, а также законов и политики, запрещающих аборты и обеспечение контрацептивами не состоящих в браке подростков [2]. В настоящее время подростки живут в новой, огромной и сложной виртуальной вселенной, даже если они продолжают свою жизнь в реальном мире [3]. Эти среды могут быть как «нормальными», так и патологическими.

Существует общая связь между использованием подростками социальных сетей и отрицательными показателями здоровья, плохим качеством сна, тревожностью и депрессией [4].

Целью данного исследования является изучение сексуального и репродуктивного здоровья девочек-подростков в Армении и оценка влияния современных информационных технологий на их академическую успеваемость, психическое здоровье, психосексуальное и психосоциальное развитие.

Материалы и методы

В исследование включены 700 подростков в возрасте 10–19 лет, отобранных случайным образом в разных регионах Армении, включая Ереван. В связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 объявления о проведении анкетирования регулярно публиковались в социальных сетях (Facebook, Instagram), что дало возможность обеспечить репрезентативность выборки. Родителям потенциальных участников – подростков в возрасте от 10 до 19 лет – по электронной почте была отправлена общая информация о настоящем исследовании и безопасная ссылка на форму согласия родителей.

После сбора данных 700 девочек-подростков, полученных из специально разработанных анкет, были созданы 2 группы.

В первую группу вошли 230 (32,9%) девочек-подростков в возрасте до менархе. Во вторую группу включены 470 (67,1%) девочек-подростков в возрасте от менархе до 19 лет. Внутренняя согласованность анкеты оценивалась путем вычисления коэффициента Кронбаха (α=815; p<0,05).

В исследовании оценивается состояние репродуктивного и сексуального здоровья и влияние современных информационных технологий на прогресс обучения, психическое здоровье, психосексуальное и психосоциальное развитие подростков в Армении.

Данные были собраны в период с мая 2020 г. по сентябрь 2020 г. и проанализированы путем разделения полученных сведений на следующие разделы.

1. Исходные демографические данные.

2. Сведения о менструальной функции.

3. Данные об уровне образования и частоте проверки социальных сетей (дополнительные/поддельные аккаунты в Facebook, Instagram, YouTube).

Интернет-активность в образовательных и других целях оценивалась путем сбора информации о том, сколько часов в неделю участники проводили в Интернете в образовательных целях, в онлайн-играх и в чатах/общении (определяемом как использование Интернета в свободное время). Варианты ответов включали «нет», «менее 5 ч», «от 5 до 10 ч», «от 10 до 15 ч», «от 15 до 20 ч» и «более 20 ч». Для аналитических целей эти варианты были записаны по шкале Лайкерта в диапазоне от 1 (нет) до 6 (более 20 ч), которые позже были объединены для создания коэффициента Кронбаха (α=0721; p<0,05). Сумма баллов каждой группы в этом исследовании представляет собой общее количество времени, потраченного на эти развлекательные онлайн-мероприятия.

4. Данные о сексуальном здоровье (возраст начало половой жизни, использование противозачаточных средств, информация об инфекциях, передающихся половым путем).

5. Медицинские данные о беременности и родах (выкидыши, аборты, количество беременностей, осложнения беременности, роды).

6. Данные, касающиеся использования социальных сетей и психического здоровья.

7. Данные, касающиеся использования социальных сетей и расстройств пищевого поведения.

Письменное информированное согласие было запрошено у родителей или опекунов подростка при первом посещении. Исследование было проведено в соответствии с этическими принципами, изложенными в Хельсинкской декларации. Проект обсужден и одобрен этическим комитетом Ереванского государственного медицинского университета им. Мхитара Гераци и проводился при финансовой поддержке Министерства образования и Государственного комитета по науке Республики Армения в рамках исследовательского проекта № 19YR-3B063.

Методы оценки

1. Шкала депрессии Бека (Back Depression Inventory).

Оценка депрессивных симптомов осуществлялась с помощью шкалы депрессии Бека (ШДБ). Тестирование с применением ШДБ проводилось всем участникам в виде заполнения анкет самостоятельно или в ходе оп...

0,05).
Барегамян А.О., Петросян М.К., Чопикян А.С., Бегларян Г.А.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.