Медицинский Вестник №1 (542) / 2011

Семь футов под килем

1 января 2011

Как правило, судовой врач работает в условиях, когда специализированной помощи ждать неоткуда и можно надеяться только на собственный опыт и квалификацию. Нередко приходится работать на кораблях, где из медицинского инвентаря только стетоскоп да аптечка. А об использовании возможностей телемедицины пока можно лишь мечтать.

Как правило, судовой врач работает в условиях, когда специализированной помощи ждать неоткуда и можно надеяться только на собственный опыт и квалификацию. Нередко приходится работать на кораблях, где из медицинского инвентаря только стетоскоп да аптечка. А об использовании возможностей телемедицины пока можно лишь мечтать.

Штучный товар

— Требования к наличию медицинских работников на морских и речных судах, а также других плавучих объектах были установлены приказом Минздрава СССР в 1983  г., — рассказывает заместитель руководителя ФМБА России Елена Хавкина. — Однако позже эти требования были признаны рекомендательными, а потому сегодня в целях экономии большинство рейсов судовладельцы выполняют без медиков.

В 2009 г. Россия подписала Международную конвенцию о труде в морском судоходстве, которая устанавливает, в частности, базовые требования к наличию медицинского персонала на борту и предписывает компетентному органу государства-участника установить, какие другие суда (помимо указанных в конвенции) должны иметь в команде врача. При этом учитываются такие факторы, как продолжительность, характер и условия рейса, а также количест­во моряков.

— Международная конвенция требует обязательного присут­ствия врача на судне, где находится более 100 человек, если рейс длится не менее 3 суток, — рассказывает заведующий кафедрой морской и подводной медицины Санкт-Петербургской академии последипломного образования доктор медицинских наук Кон­стантин Логунов. — Это означает, что судовые врачи есть на борту всех морских круизных лайнеров и сопровождают речные круизы. Во всех остальных случаях необходимость найма врача определяет судовладелец. В нашей стране судовых врачей насчитывается всего несколько сотен, включая тех, кто работает на иностранные компании. Так что такие специалисты сегодня — «штучный товар».

ФМБА России в 2009 г. по указанию Минздравсоцразвития России подготовило предложения по нормативно-правовой базе, связанной с медицинским обеспечением моряков с учетом норм международного права. В настоящее время эти предложения прорабатываются на межведомственном уровне.

По словам Елены Хавкиной, сегодня большинство российских судов (за исключением пассажирских) выполняют рейсы без медицинского персонала. При этом сами моряки уверены: врач на борту — жизненная необходимость.

Так считают и в ОАО «Дальневосточное морское пароходство», где на судах введены штатные должности помощника капитана по медицине. На эти позиции назначают специалистов с высшим медицинским образованием и стажем не менее 3—5 лет, знающих специфику работы флота, английский язык, документы международных организаций (ВОЗ, МОТ, ИМО), касающиеся вопросов здравоохранения и санитарии.

Ка...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.