Медицинский Вестник №9 (394) / 2007

Сергей Колесников: НАУКА НА ОБОЧИНЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

1 марта 2007

Реформирование академического сектора отечественной науки, затеянное правительством, продвигается путем тяжелейших компромиссов. В то же время Президентом страны был обозначен курс на инновационный путь развития экономики. Имеют ли эти два процесса единый вектор? Способствуют ли проводимые организационные мероприятия развитию российской, в том числе медицинской науки? Своими мыслями на этот счет делится заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, академик РАМН Сергей Иванович КОЛЕСНИКОВ.

— Как вы оцениваете современное состояние медицинской науки в стране?
— Сегодня ситуация в медицине, на мой взгляд, достаточно тупиковая. Фактически нет единой концепции развития здравоохранения, а соответственно, и медицинской науки. Те попытки, которые делаются Российской академией медицинских наук по созданию программы научных исследований, фактически остаются невостребованными, потому что наука сегодня стоит на обочине, она не обладает возможностью формировать взгляды власти, поскольку не имеет доступа к ней.
Не создано ни одного экспертного совета ни в Минздравсоцразвития России, ни в Министерстве образования и науки РФ, которые бы аккумулировали экспертные возможности академического сообщества. Фактически единственный сегодня общественно-государственный независимый экспертный орган — РАМН — не востребован. Мало того, есть огромное желание государственные академии поставить под жесткий чиновничий контроль — и их имущество, и средства, и даже научные исследования. Но наука развивается по своим собственным законам, и ее невозможно втиснуть в прокрустово ложе ущербного видения чиновников. Оно ущербное уже потому, что перед чиновником не стоит задача развития науки. В лучшем случае у него есть задача обеспечивать государственные интересы, а чаще всего — свои личные. Поэтому интересы чиновников и науки расходятся. Вложенные в науку деньги ни через два, ни через двадцать месяцев не принесут “золотые яйца”. Тогда зачем на нее тратить деньги?
— Тем не менее в СМИ стали появляться высказывания о вполне адекватном финансировании науки.
— Финансирование науки находится на очень низком уровне. Все разговоры о том, что у нас чрезмерное финансирование науки и его надо сокращать, начались в начале 90-х годов благодаря Международному валютному фонду, в задачи которого входит всячески ограничить возможности движения России к прогрессу. Для МВФ, для других стран Россия должна оставаться сырьевым придатком и потребителем импортной наукоемкой продукции, а не конкурентом на мировом рынке. И это, к сожалению, с завидным упорством повторяют наши власти. При этом декларируется необходимость перехода на экономику, основанную на знаниях. Оба заявления противоречат друг другу.
Предполагается, что к 2015 г. Россия должна довести затраты на науку и инновации примерно до 2,5% ВВП. В Лиссабонской декларации стран ЕС рекомендованная величина трат ВВП на науку и инновации составляет 3,5% к 2010 г., т.е. европейские страны за предстоящие два года вдвое увеличат затраты на финансирование науки. Становится понятно, что мы отстанем навсег...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.