Медицинский Вестник №1 / 2022
Сергей Шишкин: ключевая проблема российского здравоохранения — сохранить уровень доступности
Пандемия COVID-19 ускорила создание сетевых форм оказания медицинской помощи. Пациенты и врачи для взаимодействия все больше используют электронные формы связи и образуют расширяющуюся сеть. Внедрения новых цифровых технологий следует ожидать в первую очередь в частном секторе и в федеральных медорганизациях. Директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей ШИШКИН оценил перспективы перехода на новые модели организации и оказания медпомощи в России.
— Как может измениться модель здравоохранения в России после пандемии?
— Бюджетные возможности в ближай-шее время c учетом новых политических реалий, скорее всего, ухудшатся, поэтому сложно ожидать увеличения расходов на здравоохранение, хотя население ставит проблемы медицины на первое место и считает, что деньги нужно направлять прежде всего туда. Изменения будут про-исходить под влиянием новых цифровых технологий, в первую очередь в частном секторе и в федеральных медорганизаци- ях, которые оказывают платные услуги.
По данным опросов, во время пандемии вырос спрос на платные услуги из-за ограничений в доступности медпомощи пациентам с неинфекционными забо-леваниями. Можно прогнозировать, что тенденция сохранится и частная медицина усилит конкурентное давление на госсектор. Но изменения модели вряд ли стоит ожидать, ключевая проблема — сохранить тот уровень доступности, который был до пандемии.
— Изменения в зарубежных моделях не подтолкнут процесс в России?
— Я не ожидаю радикальных изменений ни за рубежом, ни у нас.
— Стоит ли ждать сдвига в сторону продекларированной ранее персонализиро-ванной, предиктивной, профилактической медицины?
— Он активно происходит за рубежом, прежде всего в странах с развитыми системами гарантий медицинской помощи. Медицина 4П — предиктивная, персонализированная, профилактическая и партисипативная — это мировой тренд. Мы движемся в том же направлении, но пока скромными темпами.
Пандемия ускорила эти процессы: развиваются удаленное консультирование, диагности...