Медицинский Вестник №12 (481) / 2009

Шанс установить правила игры

1 апреля 2009

Пытаясь нивелировать последствия финансового кризиса, российское правительство разработало программу антикризисных мер. В чем ее суть и что значат «антикризисные меры» для здравоохранения? «Кризис — это шанс установить правила игры! В центре антикризисного плана должен быть человек», — считает помощник председателя Счетной палаты РФ профессор Владимир ГРИШИН. О своих антикризисных предложениях он рассказал в интервью корреспонденту «МВ» Сергею Литвиненко.

Пытаясь нивелировать последствия финансового кризиса, российское правительство разработало программу антикризисных мер. В чем ее суть и что значат «антикризисные меры» для здравоохранения? «Кризис — это шанс установить правила игры! В центре антикризисного плана должен быть человек», — считает помощник председателя Счетной палаты РФ профессор Владимир ГРИШИН. О своих антикризисных предложениях он рассказал в интервью корреспонденту «МВ» Сергею Литвиненко.

— В регионах происходит снижение бюджетных расходов на социальную сферу, да и федеральные ассигнования на эти цели сокращаются, хотя руководство страны уверяет, что свои социальные обязательства выполнит в полном объеме. Что происходит?

— Надо анализировать не федеральный, а консолидированный бюджет отрасли. Федеральная часть выросла и составляет порядка 20% (за счет нацпроекта и пр.), однако решающего значения не имеет. Принципиальна структура бюджета и, прежде всего, сколько средств идет на оплату медицинской помощи. Можно построить, отремонтировать и оснастить ЛПУ, а денег на оплату медицинских услуг не будет. Как вытащить деньги из предприятий, как влить их в отрасль, как уйти от теневых платежей? Эти вопросы как были, так и остались!

— С чего надо начать?

— С оценки стоимости и механизма реализации социальных обязательств. С источников и объемов финансирования. Печально, но даже нынешний министр не смогла отстоять срок перехода от ЕСН на страховые взносы и увеличение их размера.

— Насколько нам известно, это решение заблокировано РСПП?

— Руководство и отрасли, и страны введено в заблуждение! На ОМС сегодня идет 3,1% от ЕСН, но одновременно без всякого обсуждения в 2008 г. было пролоббировано повышение не облагаемого налогом норматива отчислений на ДМС — до 6% от ФОТ. Кстати, эта норма (сначала 3%) была тонко проведена в налоговом кодексе одновременно с переходом на ЕСН и фактическим снижением отчислений на ОМС. Предприниматели, применяя (вопреки солидарности) регрессивную шкалу, одной рукой не доплачивают в систему ОМС, другой — направляют «сэкономленные» средства на страхование своих работников по ДМС (что относится на затраты). ДМС сегодня — это в основном корпоративное страхование работников крупного и среднего бизнеса. Для страховщиков — стабильный(!) источник средств. Если взносы увеличат до 5,1%, то в совокупности с ДМС (6%) получится уже 11,1% (сейчас 9,1%). Такая арифметика не нравится РСПП. В угоду бизнесу страдают и отрасль, и население.

— Но ведь на ДМС никто не обязан платить?

— Не обязан, но стимулы для работодателей увеличить расходы на ДМС — это прямое препятствие для развития ОМС. Мое предложение: объединить взносы на ОМС и ДМС, выстроить новую экономическую систему медицинского страхования со следующим распределением налога — 8% на ОМС и 1% на ДМС. Стабильности поступлений на ОМС будет способствовать введение фиксированного платежа на застрахованного, исходя из стоимости страхового года, а не из уровня ФОТ, чтобы нас не шантажировали во...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.