Медицинский Вестник №4 / 2020
Смелее, еще смелее. Двойное согласование кандидатур министров здравоохранения поможет снизить долю коррупции и «кумовства» в регионах
Правительство России возвращается к согласованию кандидатур региональных глав здравоохранения с Центром. Жесткий отбор призван побороть бездействие и равнодушие чиновников на местах. Несмотря на то, что закон еще не принят, последние назначения министров уже продемонстрировали принцип «двух ключей», считают эксперты.
Возвращение к вертикали
Независимость регионального здравоохранения от Москвы скоро официально канет в Лету. В конце ноября правительство внесло в Госдуму законопроект о поправках в Закон № 323-ФЗ, предусматривающих обязательное согласование Минздравом России кандидатур на должность руководителей органов управления здравоохранением субъектов.
Это решение не ново, отмечено в пояснительной записке к документу. В России уже практиковался подобный механизм, утвержденный редакцией того же закона, действовавшей до 24 июля 2015 года. После его отмены Центр неоднократно подчеркивал, что у Минздрава нет реальных рычагов влияния на региональную политику в сфере здравоохранения.
Процедура согласования кандидатуры министров не описана в законопроекте «О внесении изменений в ст.14 и 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Минздрав должен будет утвердить ее через два месяца после принятия документа.
«Новый порядок предполагает более жесткий отбор на такой важный для здоровья людей пост. Ведь на подобных должностях многое зависит от требовательности, профессионализма, ответственности того, кто руководит здравоохранением в области, республике или другом субъекте Федерации, как бы ни называлась такая должность — региональный министр или вице-губернатор», — пояснил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства 19 ноября.
Он добавил, что «в последние месяцы жалоб на бездействие и равнодушие должностных лиц звучит немало».
Теперь официально
Негласное одобрение кандидатур региональных министров Минздравом России уже широко используется, считает первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко. «Как правило, это происходит, когда у Центра есть основания быть недовольным действующим руководителем отрасли, — поясняет он. — В таком случае Минздрав может дать рекомендацию присмотреться к определенному кандидату, а губернатор — прислушаться к ней».
Новая норма внешне усилит позиции Минздрава, считает эксперт. «Но фактически главы ре...