Московский уролог №2 / 2015
Современная биоэтика: особенности и проблемы развития
Обсуждение проблем биоэтики именно в издании, профессионально ориентированном на специалистов в области урологии, не случаен. Само зарождение биоэтики связывают с событием, произошедшим в конце 60-х гг. ХХ в. и имевшим прямое отношение к урологии. В одной из больниц Сиэтла (в США) появился первый аппарат диализа. Поскольку он был единственным на всю клинику, остро встала проблема выбора: кому из пациентов обеспечить первоочередный доступ к этому средству лечения? Врачи отказались принимать решение, предложили создать комиссию из уважаемых граждан города для вынесения окончательного вердикта об очередности. Считается, что это событие фактически положило начало дискуссии относительно этических принципов, несколько отличающихся от традиционной деонтологии.
Биоэтика – более широкое понятие, чем медицинская этика. В чем отличие биоэтики от традиционной деонтологии? По моему мнению, биоэтика не отменяет собой деонтологию, ей предшествующую, она ее дополняет. Предложенный в ХIХ в. английским философом Бентамом термин «деонтология» обозначал по преимуществу профессиональные, корпоративные нормы, деонтология была сильно связана со специализацией. Преобладающее внимание деонтология уделяла правам и обязанностям врача по отношению к пациенту, а также нормативному регулированию взаимоотношений внутри медицинской профессии. Требования деонтологически «должного» поведения относительно конкретных отраслей – например, урологии – продолжают быть важными. Но биоэтика развивается не внутри какой-то специализации.
Термин «биоэтика» принадлежит американскому биохимику Вану Ренсселеру Поттеру (V.R. Potter). Поттер в 1970–71 гг. в книге «Биоэтика: мост в будущее» определил эту дисциплину как «соединение системы биологического знания с познанием системы человеческих ценностей». Биоэтика как интеллектуальная деятельность изначально была связана с дескриптивным описанием дискуссий о моральной оправданности различных практик (практики новых репродуктивных технологий, практики трансплантологии, вивисекции и т.д.).
Биоэтика выявляла практические казусы, возникающие с появлением новых технологий в биомедицине, обострением старых проблем. На рубеже ХХI в. это была очень актуальная задача. Процитирую слова Николая Алексеевича Лопаткина, чье имя известно каждому урологу, из интервью Парламентской газете 8 июня 2001 г.: «То, что произошло за последние двадцать–тридцать лет параллельно с внедрением новых методов лечения, неосторожное и, я бы сказал, неэтичное отношение к ним приводят к определенным ошибкам. Все достижения в области химии, физики, генетики не проходят для человечества бесследно. Очень хотелось бы верить, что открытия XXI в. не принесут новых бед. Люди все-таки выработают механизм контроля и регуляции внедрения открытий. Одной моралью и научной этикой в этом деле не обойтись. Люди придут к этому, должна быть некая категория ученых, интеллектуальных лидеров, которая имела бы право накладывать вето, хотя бы временно, на некоторые открытия». Биоэтика стала развиваться как способ ослабления негативных последствий быстрого внедрения научных открытий в областях высокого риска. Биоэтика стала практикой анализа реальных отношений и одновременно основанием для регламентации деятельности людей, позволив представить последствия биомедицины для других областей человеческого бытия.
К началу ХХI в. биоэтика стала развиваться от описания к исследованию. Сегодня термин «биоэтика» соединил несколько смыслов, представляя интерес и как наука особого типа, и как социальная практика особого типа, и как отдельная учебная дисциплина, и как формирующийся социальный институт нового типа. Как знание биоэтика стала трактоваться как систематическое исследование нравственных...