Медицинский Вестник №16 (401) / 2007
Современная модель терапевта: Стратегические проблемы вузовского и постдипломного образования
Стратегические задачи развития российского здравоохранения, решаемые в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье”, диктуют необходимость резкого повышения качества работы терапевта — врача общей практики. Непременным условием этого является не только активное внедрение в практическое здравоохранение последних достижений мировой науки, но ясное понимание места и роли терапевта на различных этапах оказания медицинской помощи населению, что должно найти отражение в программах вузовской и постдипломной подготовки врачей. Конференция, посвященная этим проблемам, была организована Российским научным медицинским обществом терапевтов (РНМОТ) и дирекцией Национального конгресса терапевтов.
Открывая конференцию, вице-президент РНМОТ, член-корреспондент РАМН Ю.Б. Белоусов подчеркнул, что идея этого мероприятия обусловлена давно назревшей необходимостью приведения системы подготовки врачей-терапевтов в соответствие с современными требованиями. И выступить с этой инициативой должны именно представители высших медицинских учебных заведений, ясно осознающие, что задачи, стоящие сегодня перед врачами-терапевтами, за последние 20 лет претерпели кардинальные изменения. Кроме того, отметил Ю.Б. Белоусов, существующая в стране система постдипломного образования не способна охватить всех российских врачей, что требует ее реорганизации на основе лучшего мирового и отечественного опыта.
О современных мировых тенденциях, наметившихся в процессах профессиональной подготовки врачей, включая врачей общей практики, сообщил главный эксперт-терапевт Минздравсоцразвития России академик РАМН А.Г. Чучалин. По его словам, кризисные явления затронули и европейское высшее медицинское образование, причем это произошло на фоне ухудшения отношения общества к врачебной профессии. Кроме того, в условиях расширения Единой Европы остро встал вопрос о соответствии врачебного образования, полученного в разных странах, общеевропейским квалификационным критериям. Это потребовало внедрения новых учебных программ, и здесь очень важную роль сыграли медицинские научно-практические общества, в частности Европейское общество врачей общей практики. Выработаны эталонные требования по кардиологии, реаниматологии, педиатрии и другим специальностям, создана комиссия по сертификации учебно-образовательных центров.
Российские врачи, по словам А.Г. Чучалина, также должны быть “встроены” в мировое медицинское сообщество, что потребует существенных изменений на всех этапах их профессиональной подготовки, хотя и сегодня отечественная врачебная школа остается одной из лучших в мире. Тем не менее новые условия жизни страны, сложившиеся после р...