Терапия №2 (12) / 2017
Современная технология обучения как способ повышения качества лечения и диагностики коморбидных пациентов
1 ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», г. Москва
2 ГБУ «НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента», г. Москва
3 ГБУЗ «Городская поликлиника №66», г. Москва
В последние годы возникает необходимость обновления взглядов на усовершенствование механизма образования врачей, которое оказывало бы максимально эффективное влияние на качество оказания медицинской помощи. На настоящий момент новым форматом обучения является обучение с использованием симуляционных технологий. Симуляционное обучение позволяет с учетом исходного уровня знаний врача провести эффективное высокачественное обучение с использованием инновационных технологий в достаточно короткие сроки. Еще одним преимуществом симуляционных технологий является отработка навыков без риска для пациента неограниченное число раз. Нами был разработан и внедрен курс повышения квалификации для участковых врачей-терапевтов с использованием симуляционных технологий «Стандартизированный пациент в практике врача-терапевта». В результате обучения был получен ожидаемый результат – повышение качества оказания медицинской помощи. Также анализ работы врачей после обучения показал, что время приема стало стабильным (составило 11 мин), что говорит о более тщательном ведении пациента; уменьшилось времени ожидания приема пациентами (составило 4,6 мин); снизилось количество вызовов по поводу гипертонических кризов: 28% в апреле и 27,3% в мае 2015 г., тогда как в 2016 г. 21,1% в апреле и 23,4% в мае; отмечен резкий спад гипердиагностики ишемической болезни сердца после обучения врачей. Таким образом, после обучения по новой технологии с применением симуляционных технологий работа терапевта становится более стабильной, четкой, врачи демонстрируют выработанную тактику и алгоритм принятия решений в различных клинических ситуациях.
Обучение является неотъемлемым компонентом в профессиональной подготовке врача любой специальности. Как известно, обучение может проводиться в очной или заочной форме; в настоящее время стало распространенным дистанционное обучение с использованием интернет-технологий. В процессе обучения развиваются профессиональные знания, навыки и умения врача с целью повышения квалификации, мотивации, соответствию стандартам, алгоритмам, рекомендациям. Обучение может проходить в форме лекций, семинаров, тренингов, школ, круглых столов и пр. Выбор метода обучения в основном зависит от поставленных цели и задачи. Однако в последние годы возникает необходимость обновления взглядов на усовершенствование механизма образования врачей, которое оказывало бы максимально эффективное влияние на качество оказания медицинской помощи. На настоящий момент новым форматом обучения является обучение с использованием симуляционных технологий. Симуляционное обучение позволяет с учетом исходного уровня знаний врача провести эффективное высокачественное обучение с использованием инновационных технологий в достаточно короткие сроки. Еще одним преимуществом симуляционных технологий является отработка навыков без риска для пациента неограниченное число раз. Результат такого обучения – высокое качество оказания медицинской помощи, в результате которого число врачебных ошибок сводится к минимуму.
Нами был разработан и внедрен курс повышения квалификации для участковых врачей-терапевтов с использованием симуляционных технологий «Стандартизированный пациент в практике врача-терапевта». Курс основан на следующих основных принципах, позволяющих максимально эффективно и в довольно сжатые сроки (обучение с полным отрывом от производства) предоставить максимальное количество информации:
- разделение материала на сегменты (модули);
- концентрация внимания на отработке материала по отдельности;
- постоянная обратная связь с врачами;
- оценка выполнения поставленной задачи и корректировка ее исполнения;
- постепенное нарастание уровня сложности от модуля к модулю (изложение материала от простого к сложному).
В процессе обучения (подачи материала) на первый план был поставлен важный, на наш взгляд, принцип – «петля обратной связи». Обратная связь для врача – это возможность задать любой вопрос, а для преподавателя – возможность понять, как врач понимает и усваивает материал. Постоянная обратная связь с врачами позволяет определить комфортный режим, темп и ритм тренинга.
При разработке курса перед нами стояла цель – усовершенствование та...