Терапия №2 (12) / 2017

Современная технология обучения как способ повышения качества лечения и диагностики коморбидных пациентов

14 апреля 2017

1 ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», г. Москва
2 ГБУ «НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента», г. Москва
3 ГБУЗ «Городская поликлиника №66», г. Москва

В последние годы возникает необходимость обновления взглядов на усовершенствование механизма образования врачей, которое оказывало бы максимально эффективное влияние на качество оказания медицинской помощи. На настоящий момент новым форматом обучения является обучение с использованием симуляционных технологий. Симуляционное обучение позволяет с учетом исходного уровня знаний врача провести эффективное высокачественное обучение с использованием инновационных технологий в достаточно короткие сроки. Еще одним преимуществом симуляционных технологий является отработка навыков без риска для пациента неограниченное число раз. Нами был разработан и внедрен курс повышения квалификации для участковых врачей-терапевтов с использованием симуляционных технологий «Стандартизированный пациент в практике врача-терапевта». В результате обучения был получен ожидаемый результат – повышение качества оказания медицинской помощи. Также анализ работы врачей после обучения показал, что время приема стало стабильным (составило 11 мин), что говорит о более тщательном ведении пациента; уменьшилось времени ожидания приема пациентами (составило 4,6 мин); снизилось количество вызовов по поводу гипертонических кризов: 28% в апреле и 27,3% в мае 2015 г., тогда как в 2016 г. 21,1% в апреле и 23,4% в мае; отмечен резкий спад гипердиагностики ишемической болезни сердца после обучения врачей. Таким образом, после обучения по новой технологии с применением симуляционных технологий работа терапевта становится более стабильной, четкой, врачи демонстрируют выработанную тактику и алгоритм принятия решений в различных клинических ситуациях.

Обучение является неотъемлемым компонентом в профессиональной подготовке врача любой специальности. Как известно, обучение может проводиться в очной или заочной форме; в настоящее время стало распространенным дистанционное обучение с использованием интернет-технологий. В процессе обучения развиваются профессиональные знания, навыки и умения врача с целью повышения квалификации, мотивации, соответствию стандартам, алгоритмам, рекомендациям. Обучение может проходить в форме лекций, семинаров, тренингов, школ, круглых столов и пр. Выбор метода обучения в основном зависит от поставленных цели и задачи. Однако в последние годы возникает необходимость обновления взглядов на усовершенствование механизма образования врачей, которое оказывало бы максимально эффективное влияние на качество оказания медицинской помощи. На настоящий момент новым форматом обучения является обучение с использованием симуляционных технологий. Симуляционное обучение позволяет с учетом исходного уровня знаний врача провести эффективное высокачественное обучение с использованием инновационных технологий в достаточно короткие сроки. Еще одним преимуществом симуляционных технологий является отработка навыков без риска для пациента не­ограниченное число раз. Результат такого обучения – высокое качество оказания медицинской помощи, в результате которого число врачебных ошибок сводится к минимуму.

Нами был разработан и внедрен курс повышения квалификации для участковых врачей-терапевтов с использованием симуляционных технологий «Стандартизированный пациент в практике врача-терапевта». Курс основан на следующих основных принципах, позволяющих максимально эффективно и в довольно сжатые сроки (обучение с полным отрывом от производства) предоставить максимальное количество информации:

  • разделение материала на сегменты (модули);
  • концентрация внимания на отработке материала по отдельности;
  • постоянная обратная связь с врачами;
  • оценка выполнения поставленной задачи и корректировка ее исполнения;
  • постепенное нарастание уровня сложности от модуля к модулю (изложение материала от простого к сложному).

В процессе обучения (подачи материала) на первый план был поставлен важный, на наш взгляд, принцип – «петля обратной связи». Обратная связь для врача – это возможность задать любой вопрос, а для преподавателя – возможность понять, как врач понимает и усваивает материал. Постоянная обратная связь с врачами позволяет определить комфортный режим, темп и ритм тренинга.

При разработке курса перед нами стояла цель – усовершенствование та...

Г.П. Арутюнов, Д.О. Драгунов, А.В. Соколова, С.Ю. Симбирцев, Е.А. Палферова
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.