Медицинский Вестник №28 (569) / 2011
Стандартное образование
К началу этого учебного года медицинские вузы страны подошли полностью готовыми к обучению студентов в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) высшего профессионального образования третьего поколения.
Стандарты создавались по всем основным медицинским специальностям. После одобрения в Совете ректоров, ФГОС были отправлены на утверждение в Минобрнауки РФ. В результате, к счастью, удалось принять, вопреки установкам Болонской декларации, диктующей двухуровневую (бакалавр, магистр) систему высшего образования, согласованное решение о сохранении в сфере высшего медицинского образования одноуровневой системы, готовящей специалистов.
Принципиальным отличием новых стандартов от прежних является увеличение доли практической подготовки в процессе обучения, причем начиная с младших курсов, а на старших она особенно усилится. Это позволит студентам сразу после получения диплома быть готовыми к самостоятельной профессиональной деятельности в амбулаторно-поликлиническом звене в должностях участкового терапевта, участкового педиатра или амбулаторного стоматолога. Первый выпуск специалистов, подготовленных по новым стандартам, планируется в 2016—2017 гг. Таким образом, с 2017 года отпадет необходимость в интернатуре как в переходном этапе послевузовской подготовки.
Кроме того, подразумевается, что на этапе вузовской подготовки будет осуществляться состыковка новых образовательных стандартов с новыми стандартами оказания медицинской помощи. Как считает заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Вероника Скворцова, подготовка врача нового поколения станет одним из центральных звеньев программы модернизации здравоохранения.
Однако для вузовской подготовки врача необходимы хорошо оснащенные клинические базы, современное учебное оборудование, тренажеры и фантомные классы, компьютерное обеспечение. Хватит ли финансовых возможностей у наших вузов для решения такой задачи? Где найдутся средства для выполнения требований ФГОС?
О готовности российских медицинских вузов к работе по новым стандартам, а также о достоинствах и недостатках ФГОС третьего поколения рассуждают ректоры — собеседники «МВ».
Абдурахман Османович ОСМАНОВ, ректор Дагестанской государственной медицинской академии, профессор:
— Наша академия вполне готова вести учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС-3. Мы разработали новые учебные планы для всех факультетов. Базовая часть практически не изменена, а в вариантную часть дисциплин мы внесли изменения, учитывающие особенности нашего региона. Предварительно были проведены обсуждения ФГОС на уровне заведующих кафедрами и деканов, а также всего трудового коллектива.
Материально-техническая база академии соответствует требованиям ФГОС, но она постоянно нуждается в обновлении. По мере возможностей мы его и производим.
В нашем вузе есть долгосрочная программа по дооснащению и переоснащению учебных баз. В прошлом учебном году мы потратили на фантомы более 300 тыс. рублей, закупили и другое оборудование для ряда кафедр. Без сомнения, так будет и впредь.
К сожалению, дополнительного финансирования на приобретение оборудования в Дагестанской ГМА нет. Мы выходим из положения за счет внебюджетных средств, которые составляют солидную статью наших доходов.
Сотрудники нашей академии неоднократно ездили на совещания по поводу новых учебных планов, вносили свои предложения, принимали самое активное участие в разработке новых стандартов.
Поработаем с новыми документами годик, а потом, если потребует жизнь, внесем в образовательные стандарты и дополнения, и изменения. А пока мне кажется, что сокращение часов на общественные дисциплины позволит увеличить часы на профессиональную подготовку будущих врачей. И это заметный шаг вперед.
Юрий Витальевич АГАФОНОВ, проректор по учебно-воспитательной работе Северного государственного медицинского университета, профессор:
— Северный ГМУ готов к работе по стандартам. Исходя из имеющейся нормативной базы подготовлены и утверждены основные образовательные программы по всем дисциплинам. В этих программах имеются утвержденные базовые учебные планы. Составлены тематические календарные планы, по которым работают кафедры в соответствии с новыми стандартами. К сожалению, Минздравсоцразвития и Минобрнауки РФ не предоставили нам ни одной утвержденной типовой программы по медицинским специальностям, хотя многократно обещали это сделать. Поэтому кафедры вынуждены разрабатывать программы самостоятельно. Остается еще много неясных вопросов, на которые пока мы не имеем ответов. Например, нет рекомендаций по расчету учебной нагрузки преподавателям в соответствии с требованиями новых стандартов.
Материально-техническая база университета в целом соответствует требованиям новых ФГОС, но необходимо ее расширять...