Медицинский Вестник №7 (512) / 2010

Тандем «врач—пациент» дает сбой

1 марта 2010

В одной из социальных сетей, объединяющей медиков, фармацевтов и всех, кому интересны проблемы?отечественного здравоохранения, развернулась острая дискуссия на тему «Врач и пациент: хочу?— не хочу». Такую тему предложил один из активных участников группы, врач с большим стажем.

В одной из социальных сетей, объединяющей медиков, фармацевтов и всех, кому интересны проблемы?отечественного здравоохранения, развернулась острая дискуссия на тему «Врач и пациент: хочу?— не хочу». Такую тему предложил один из активных участников группы, врач с большим стажем.

«Медики» против «немедиков»

Для начала инициатор дискуссии привел диалог в кабинете врача: доктор выписывает больному лекарство, а тот говорит, что не будет принимать, слышал, что от него бывают осложнения…

Инициатор дискуссии призвал посмотреть на проблему с обеих сторон и сразу обозначил свое кредо: «Хотите стать здоровым — выполняйте то, что я вам скажу. И от этой установки никогда не  отойду.

За время своей долгой работы я уже выяснил, что существует три вида отношений врач–пациент: первый, когда взгляд на лечение у врача и пациента совпадает на 100%, второй — когда пациент сам «знает», как надо его лечить, но врач с его мнением не согласен, третий — когда врач предлагает алгоритм лечения, не устраивающий пациента.

В двух последних случаях результат получается отрицательный. Кроме негативных, никаких других эмоций нет ни у врача, ни у пациента. А цель-то у всех одна: здоровье!».

Врачу не стоит отмахиваться, если пациент ссылается на предыдущий опыт лечения. Во-первых, коль скоро уже существует схема лечения, которая приносит положительный результат, то ее надо проанализировать, а не пытаться сразу предлагать новую. А, во-вторых, лучший способ привлечь пациента на свою сторону — с уважением выслушать информацию, которую он считает важной.

Участники дискуссии сразу же разделились на два лагеря: «медики» и «немедики». Основные претензии медиков выглядели так:

  • пациенты часто просят выписать препарат или назначить лечение, которое похвалил родственник или знакомый. Но ведь неизвестно, была ли у «советчика» точно такая же проблема со здоровьем, вполне возможно, что тот лечился от другого заболевания. Хорошо, если врачу удается переубедить пациента, а если нет, то последний начинает заниматься самолечением;
  • часть пациентов свято верят в то, что они знают о своем заболевании больше врачей. Причем, знания порой основываются на материалах газеты «ЗОЖ» или «научно-популярных» книг о здоровом образе жизни, коих в последние десятилетия появилось видимо-невидимо. Разбираться же с последствиями подобного «лечения» приходится врачу: бывает, время упущено, ситуацию не исправить — а в итоге виноват лечащий врач;
  • очень трудно объяснить пациентам, что у каждого врача свой стиль работы. И хотя существуют стандарты оказания медицинской помощи, каждый клинический случай индивидуален, и только врач ...
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.