Терапия №4 / 2015

Терапевтическое обучение больных – неотъемлемый элемент комплексного подхода в лечении сахарного диабета

25 декабря 2015

ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации», терапевтическое отделение консультативной поликлиники, г. Москва

Сахарный диабет (СД) – одна из серьезнейших медико-социальных проблем мирового здравоохранения. Постоянно растущее число больных во всем мире, высокая частота осложнений и инвалидизации, снижение качества жизни, значительные финансовые затраты диктуют необходимость разработки и внедрения действенных способов профилактики и лечения СД. Однако эффективное и безопасное достижение терапевтических целей на долгосрочной основе практически невозможно без активного участия в лечебном процессе самого пациента. В этой связи обучение больных принципам управления своим заболеванием считается крайне важной задачей. Терапевтическое обучение сегодня – это один из неотъемлемых элементов интегрального и многофакторного подхода в лечении как нарушений углеводного обмена, так и ряда других хронических заболеваний.

Заболеваемость сахарным диабетом (СД) непрерывно растет, что объясняет актуальность темы. Высокая вероятность развития острых и поздних (макро- и микрососудистых) осложнений, экономические затраты на их профилактику и лечение, снижение качества жизни пациентов представляют серьезный вызов для мирового здравоохранения. За последние десятилетия в результате совершенствования методов диаг­ностики, лечения и самоконтроля в арсенале медиков и их пациентов появляется все большее количество «инструментов» для эффективного и безопасного управления СД.

Основная цель лечения СД заключается в долгосрочном достижении показателей углеводного обмена, максимально приближенных к целевым значениям. Результаты большинства крупных клинических исследований убедительно показали, что интенсивный контроль и многофакторный подход в управлении СД способны значительно снизить количество и степень прогрессирования поздних осложнений, повысить качество жизни пациентов и экономические выгоды от лечения. Однако, несмотря на результаты многих международных клинических исследований, подтвердивших важность поддержания терапевтических целей у пациентов с СД, стремительное развитие фарминдустрии и научно-технического прогресса, повышение качества диабетологической помощи, проблема компенсации углеводного обмена остается актуальной для большинства стран, в т.ч. и Российской Федерации.

Сегодня мало у кого вызывает сомнение тот факт, что стойкая компенсация клинико-метаболических показателей практически невозможна без активного, компетентного и долгосрочного участия самого пациента в лечебном процессе. В связи с этим возникает необходимость обучения больных принципам управления своим заболеванием, принятию самостоятельных терапевтических решений, оценке и повышению эффективности проводимого лечения. Именно поэтому в современной диабетологии терапевтическое обучение больных признано одним из важнейших компонентов многофакторного и комплексного управления СД, который должен быть интегрирован в алгоритмы лечения этого заболевания.

Целью обучения является не только передача суммы знаний и представлений о СД, но и формирование у пациента новых привычек, мотивации к соблюдению рекомендаций по изменению образа жизни, выполнению ряда ежедневных обязательных процедур, манипуляций и т.д. Однако практическое освоение новых поведенческих стереотипов, включение в ежедневный график ряда новых обязательных действий, необходимый уровень дисциплины для многих пациентов оказываются той «высотой», которую они самостоятельно взять не могут. Эти факты подтверждают необходимость долгосрочного и регулярного обучения пациентов с СД.

В настоящее время структурированные программы обучения являются базисным компонентом лечения больных СД в большинстве стран мира и уже имеют собственную историю.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Терапевтическое обучение больных как самостоятельное направление в лечении нарушений углеводного обмена берет свое начало в 20-х гг. прошлого столетия и неразрывно связано с одним из ключевых событий в истории всей мировой медицины – открытием и началом применения инсулина. Необходимость регулярного и педантичного введения лекарства подтолкнула специалистов к мысли о возможности и необходимости привлечения самих пациентов к лечению своего заболевания и обучению их принципам инсулинотерапии. В 20–30-х гг. ХХ века некоторые эндокринологи (Джослин, Рома, Лоуренс) уже применяли терапевтическое обучение больных как часть комплексного подхода в терапии.

Одним из важнейших событий в истории терапевтического обучения больных, бесспорно, можно считать работу Л. Миллер [1], результаты которой были опубликов...

Б.И. Валитов
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.