Медицинский Вестник №4 / 2019

Три кита СППВР: мнение лидера

23 декабря 2019

Малоизвестная компания «Алгом», специализирующаяся на поддержке врачебных решений, штурмует рынки коммерческой и государственной медицины в России. С 17 платными контрактами, в числе которых как гранды коммерческой медицины (ГК «Медси», «Скандинавия», «XXI век», «Поликлиника.Ру», «АВС-Медицина», ОАО «Медицина», «Ильинская больница» и др.), так и наиболее прогрессивные государственные клиенты (Департамент здравоохранения ХМАО-Югры, ГКБ № 71 им. М.Е. Жадкевича, КДП № 121), а также бесчисленными пилотами и апробациями «Алгом» фактически является лидером этого зарождающегося рынка. О том, как это получилось, «Медицинскому вестнику» рассказали совладельцы компании Евгений Кадушин и Сергей Березецкий.

Секрет успеха

Сергей Березецкий: Все дело в продукте. Наша система создана врачами и для врачей. Валерия Данссон, наш партнер, которой принадлежит идея создания компании, работает врачом общей практики в собственном медицинском центре в Финляндии. Она не понаслышке знает о том, что такое системы поддержки врачебных решений (СППВР) и как они должны быть построены. В Финляндии давно сформированный рынок работающих решений.

Евгений Кадушин: Наша страна неожиданно вступила в эпоху технологического фетишизма, и именно в ИТ-технологиях ищет решение всех проблем, в том числе здравоохранения. Между тем основа любой экспертной системы — это контент, знания. Затем культура врачей, их желание и умение применять такие системы, и только в третью очередь технологии — обеспечивающие удобство и простоту применения.

— Когда вы говорите «знания», что имеется в виду?

Е.К.: Успехи искусственного интеллекта в выборе верного курса диагностики и лечения, особенно в первичном звене со всей его широтой, пока крайне скромны. Скромны на мировой арене, где в это направление инвестируются миллиарды. И необходимо полагаться на какие-то знания, принципы, алгоритмы. Если это справочник — что там написано? Какие рекомендации? Кто их автор? Если это система, автоматически выдающая рекомендации на основе анализа карты пациента, — по каким правилам она это делает?

С.Б.: В мире существует золотой стандарт медицинских знаний — доказательная медицина. По сути — статистика исследований, проведенных по всем правилам. Исследования показывают, что эффективно, а что нет, какой путь назначений наиболее короткий, какая диагностика необходима, а какая чрезмерна. На основании этого пишутся статьи, составляется международная библиотека Cochrane, на основе библиотеки создаются базы знаний, такие как PubMed, и уже из этих баз знаний делается так называемый курированный контент — краткие рекомендации, специально отобранные в том формате и объеме, который необходим врачу данной специальности на данном рабочем месте.

Любовь Барабанова, медицинский директор «Севергрупп медицина» (сеть клиник «Скандинавия» ООО «АВА-Петер»)
– В рамках нашей стратегии развития мы ставим для себя такую цель, как улучшение качества медицинской помощи и активное движение в сторону доказательной медицины.
Мы проанализировали различные готовые решения на рынке, которые потенциально смогли бы помочь нам в решении наших задач, но остановили свой выбор на системе «Алгом».
Одна из главных целей этой системы – обеспечить врачей самыми современными, непрерывно обновляемыми знаниями на основе доказанных фактов и их объективного анализа, повысить качество диагностики и лечения, снизить число врачебных ошибок

E.K.: К сожалению, в России контента такого уровня просто не существует, поэтому нам пришлось приобретать права на него у ведущих международных поставщиков и затем потратить изрядное количество ресурсов, чтобы полностью его перевести, валидировать, привести к нормативной базе, действующей в РФ. Мы сделали эту работу в тесном партнерстве с лучшими медицинскими умами страны и Сеченовским университетом. Получившуюся работу рекомендуют к применению ведущие медицинские вузы России и авторитетные профессиональные врачебные ассоциации (заслуженных врачей России, врачей общей практики, урологов, детских хирургов и др.).

— Звучит, как будто вы издаете справочник, пусть и хороший. Но в библиотеках клиник пылится немалое их число. Зачем же они покупают ваш продукт?

E.K.: Начнем с того, что контента такого уровня, при этом обновляющегося ежемесячно (за год он обновляется на десятки процентов), в справочниках в России никогда не было....

С.Б.: Но контент — это, конечно, только начало, одна ножка стула. Наша идея: последние данные доказательной медицины должны быть доступны на каждом рабочем месте врача и контекстно встроены в медицинские информационные системы (МИС) в различных форматах: краткие руководства, рекомендации, интерактивные алгоритмы, симптом-чекеры, автоматический анализ совместимости лекарств и куммулятивных рисков и даже курсы повышения квалификации и получение баллов НМО.

E.K.: Развитием всех этих решений мы и занимаемся. «Алгом» — технологичная компания, мы — резидент Сколково, к примеру. Но одновременно и медицинская компания. Мы ставим на проверенный контент, начинку, и оболочку продукта, создаваемую практикующими врачами для практикующих врачей.

Именно использование СППВР и справочных систем н...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.