Московский дерматолог №4 (24) / 2018

Трудный пациент: как лечить и общаться? Решение проблемы зависит от компетенции и доброжелательности врача, а также от коллегиальности медицинского сообщества

10 декабря 2018

Каждый врач, имеющий опыт практической работы, встречал на приеме пациентов, которых смело можно назвать «трудными». Профессиональная память долго хранит воспоминания о них. Как с ними общаться и работать?

Кто же такие эти трудные пациенты? Они бывают разными. В первую очередь, это люди со сложными диагнозами, нуждающиеся в тщательном дообследовании и проведении диагностического поиска. Например, это пациенты с различными редко встречающимися в ежедневной практической деятельности врача синдромами – как врожденными, так и приобретенными. Распознать и правильно диагностировать такие болезни достаточно сложно. Для этого требуются высокий уровень эрудиции, умение оценивать симптомы поражения органов и систем в целом, определенный клинический опыт, знание методов лабораторной диагностики.

Трудными пациентами являются люди, у которых назначенное врачом общее и наружное лечение не дает желаемого клинического результата. Пациент обычно выражает недовольство таким лечением, что зачастую имеет негативную эмоциональную окраску и может быть причиной обращения в вышестоящие и проверяющие организации.

Нельзя исключать и еще одну группу трудных пациентов – это граждане, заведомо склонные к недовольству действиями врачей, кверулянты и сутяжники. К сожалению, не исключены случаи, когда пациент представляет собой целый комплекс диагностических и психологических проблем.

Тем не менее у всех трудных пациентов есть общие черты – каждый трудный пациент начинает свой путь у врача на приеме, и каждый трудный пациент не удовлетворен оказываемой ему медицинской помощью. Неудовлетворенность медицинской помощью и приводит к ряду изменений в поведении больного:

  1. Он обращается в другую медицинскую организацию. Такой вариант событий, с одной стороны, разрешает конфликт, с другой – приводит к потере пациента (он, как правило, не возвращается) и негативно влияет на имидж медицинского учреждения, так как у пациента сформировалось негативное мнение.
  2. Неудовлетворенность медицинской помощью влечет за собой обращение пациента в вышестоящие и надзорные органы, при этом часто используется прием...
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.