Акушерство и Гинекология №8 / 2025

Удовлетворенность пациентов при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях по профилю «акушерство и гинекология»

31 августа 2025

1) ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия;
2) ГБУЗ «Городская клиническая больница М.П. Кончаловского ДЗМ», Москва, Россия

Цель: Изучить удовлетворенность пациентов с учетом их медико-социальных характеристик и провести анализ факторов, влияющих на нее. 
Материалы и методы: Разработана анкета, включающая медико-социальную характеристику респондентов и их удовлетворенность медицинской помощью. В одномоментное сплошное исследование было включено 400 женщин, обратившихся за медицинской помощью в женскую консультацию. Анализ полученных данных c расчетом показателей проведен с помощью прикладной программы MS Excel 2016. 
Результаты: Большинство пациенток имеют высшее и неоконченное высшее образование (74,0%), привержены здоровому образу жизни, 86,7% женщин планируют иметь от одного до трех детей, а 6,0% – более трех детей. Удовлетворены оказанием медицинской помощи в женской консультации 84,7%, однако считают необходимым улучшить материально-техническое обеспечение – 30,9%, квалификацию медицинских работников и взаимоотношения с пациентом – 23,4%, а также комфортность пребывания в женской консультации – 14,6%. 
Заключение: Высокий уровень удовлетворенности медицинской помощью по профилю «акушерство и гинекология» – это значимая субъективная оценка пациентами деятельности медицинской организации. Квалификация врача и созданные благоприятные условия в женской консультации влияют на желание женщины в последующей репродуктивной реализации.

Вклад авторов: Армашевская О.В., Брызгалова О.Е. – концепция и дизайн исследования; Брызгалова О.Е. – сбор и обработка материала; Брызгалова О.Е., Армашевская О.В. – написание текста; Армашевская О.В. – редактирование, ответственный исполнитель. 
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов.
Финансирование: Финансирование осуществляется в рамках Госзадания плановой НИР «Научное обоснование новых организационно-экономических подходов к повышению эффективности системы здравоохранения в современных условиях» на период 2024–2026 гг. 
Одобрение этического комитета: анкета «Анкетирование женского населения по вопросам репродуктивного здоровья и удовлетворенности оказания медицинской помощи» разработана и одобрена этическим комитетом ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Согласие пациентов на публикацию: Пациенты подписали информированное согласие на публикацию своих данных.
Обмен исследовательскими данными: Данные, подтверждающие выводы этого исследования, доступны по запросу у автора, ответственного за переписку, после одобрения ведущим исследователем.
Для цитирования: Армашевская О.В., Брызгалова О.Е. Удовлетворенность пациентов при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях по профилю «акушерство и гинекология».
Акушерство и гинекология. 2025; 8: 209-214
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2025.172

В ст. 2 п. 21 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дано такое понятие, как «качество медицинской помощи», но не сформулировано определение «удовлетворенность пациента» – «потребителя» медицинской помощи, и оно не учитывается. Однако рейтинг медицинских организаций оценивается именно по критерию удовлетворенности населения качеством медицинской помощи [1–4].

В рамках реализации федерального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации», являющегося частью национального проекта «Здравоохранение», в 2022 г. была разработана методика расчета дополнительного показателя «Оценка общественного мнения по удовлетворенности населения медицинской помощью, процент» [5]. В Приложении № 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации № 495 от 19 июля 2022 г. предложен вопросник «Удовлетворенность населения медицинской помощью», состоящий из 21 вопроса. Официальные статистические данные этого показателя формируются и предоставляются на уровне, как всей Российской Федерации, так и отдельных ее субъектов. Отчетность осуществляется ежемесячно (не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным) и ежегодно (до 25 марта года, следующего за отчетным). Показатель определяет долю респондентов, в ходе опроса выбравших ответы «По большей части удовлетворен» и «Абсолютно удовлетворен» на вопрос «Оцените, насколько в целом Вы удовлетворены медицинской помощью?». В данном вопроснике характеристика пациента отражена только в трех вопросах: пол, возраст, населенный пункт и регион проживания пациента; поэтому проведение социологического опроса, учитывающего более полную медико-социальную характеристику респондентов, позволит определить факторы, влияющие на удовлетворенность пациента в конкретной медицинской организации.

Социологическое исследование, опираясь на использование специальных для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур, позволяет не только получить объективные данные с учетом влияния медико-социальных особенностей пациентов и организационных факторов на оказание медицинской помощи, но и разработать рекомендации по повышению удовлетворенности пациентов медицинской помощью в отдельной медицинской организации и применять их практически в дальнейшем для повышения качества медицинского обслуживания населения в масштабах страны [6–8].

К настоящему времени проведено значительное количество социологических опросов, изучающих уровень удовлетворенности пациентов медицинской помощью в амбулаторных условиях. Они охватили целый ряд аспектов в сфере удовлетворенности медицинской помощью. Однако по профилю «акушерство и гинекология» число таких работ в российской научной электронной библиотеке за 2020–2024 гг. немного.

Важнейшая социально-экономическая, политическая и медицинская, задача – это сохранение и увеличение народонаселения России, что, с одной стороны достигается путем снижения убыли населения и отражается на показателях смертности, летальности и роста продолжительности жизни, а с другой стороны – увеличение рождаемости, что и обеспечивает естественный прирост. На решение этой задачи оказывает влияние система организации оказания медицинской помощи в стране, значимой структурой которой является женская консультация (ЖК), созданная для оказания медицинской помощи женщинам в амбулаторных условиях. Основные задачи ЖК: оказание первичной специализированной медицинской помощи женщинам в период беременности, услуги по укреплению и охране репродуктивного здоровья, профилактике абортов, диагностике, лечению и профилактике гинекологических заболеваний [9].

Уровень заболеваемости, осложнений во время беременности и родов не снижается, несмотря на повышение качества оказания медицинской помощи будущим матерям, и этому способствует целый ряд факторов: длительный период от начала сексуальной жизни до рождения первенца в возрасте старше 30 лет, в котором дебютируют...

Армашевская О.В., Брызгалова О.Е.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку