Медицинский Вестник №2 / 2021
Юлия Франгулова: рентабельность косметологических центров в Европе не превышает 3—5%
Юлия Франгулова, совладелец косметологической сети «Линлайн», отказалась от намерений создать аналогичный бизнес в Европе и закрыла свои клиники в Париже и Барселоне. Причина в низкой рентабельности медицинских центров и кросс-культурных проблемах. Теперь врачи из других стран арендуют у компании лазерное оборудование.
Российские врачи против французских
— Почему вы решили, что «Линлайн» сможет конкурировать с иностранными медцентрами?
— Мы могли сравнивать уровень наших врачей, выступавших на международных конгрессах с докладами и мастер-классами, и их иностранных коллег. На российском рынке аппаратной косметологией занимаются врачи-дерматологи – это одно из условий лицензирования клиники. У французов эстетическая медицина представлена в основном специалистами общей медицинской практики GP (general practitioner), у которых, мягко говоря, нет знаний, необходимых для качественной работы с проблемами кожи. Дерматологи предпочитают практиковать в государственных учреждениях. Средняя ставка за прием пациентов (по 6 часов в день) 7—10 тыс. евро в месяц (после уплаты налогов). Зарабатывать на жизнь, стоя по 12 часов в день «у станка», им неинтересно.
Учредители сети «Линлайн» — Юлия Франгулова и ее муж Александр Трошкин — начинали бизнес в медицине с продаж лазерной техники, разработанной в 1995 году белорусским физиком Владимиром Хомченко. Первую клинику они открыли, чтобы демонстрировать покупателям возможности оборудования. Затем бизнес стал сетевым. В 2010 году, когда центры «Линлайн» работали в России и на Украине, в сети было 26 клиник (восемь собственных, остальные – в доле 50/50 с региональными партнерами), приносивших 400 млн руб. годовой выручки. Первый зарубежный опыт вдохновил собственников на экспансию в Западную Европу. В 2012 году Франгулова открыла первую парижскую клинику неподалеку от Лувра.
— Ваши расчеты оправдались?
— Поначалу мы считали проект в Париже имиджевым. В этом смысле результат нас вполне устраивал. Арендные ставки и рыночные расценки на лазерную косметологию были сопоставимы с московскими. Часть клиентов «Линлайна», в основном москвичи, начали летать во Францию, полагая, что лучшие косметологи работают там. Целевая аудитория оказалас...