Медицинский Вестник №27 (568) / 2011
Юрий КОМАРОВ: там, где врач начинает смотреть на пациента как на источник своих доходов, гуманизм медицины заканчивается
Реформирование отрасли идет полным ходом: принимаются новые законы, утверждаются программы, вливаются деньги, но что получится в итоге? Иногда кажется, что ясной картины нет даже у инициаторов реформ. Недоумевают и независимые эксперты. О своем видении перспектив развития отрасли в интервью корреспонденту «МВ» Сергею Литвиненко рассказал член бюро исполкома Пироговского движения врачей профессор Юрий КОМАРОВ.
— Юрий Михайлович, видится ли вам какая-то система в той бурной реформаторской деятельности, которую мы сейчас наблюдаем со стороны федерального центра, или это больше похоже на латание дыр в тришкином кафтане?
— На мой взгляд, это полная стихия. Я в здравоохранении много лет, работал со многими министрами и хорошо знаю систему работы министерств от бывшего союзного до российского, но такого у нас еще никогда не было. Как была раньше построена работа? С одной стороны, была группа выдающихся ученых мирового уровня во главе с фигурами вроде Б.В. Петровского, Е.И. Чазова или А.И. Воробьева, которые задавали некий вектор развития здравоохранения. С другой — были специалисты, которые имели хороший опыт организации процесса на местах и знали, как на практике выстроить эффективное взаимодействие медицинских учреждений различного уровня. Сейчас ничего этого нет. Уровень министерских работников — это в основном уровень заместителя главного врача, им не хватает опыта и знаний. Но ведь они работают, и на выходе мы имеем то, что имеем.
— А что мы имеем?
—Показательный пример: министерство поддержало идею правительства об отмене обязательной сертификации продуктов питания. В итоге все ГОСТы заменены на технические регламенты, и скажу без преувеличения — идет массовое отравление людей. Судите сами, согласно техрегламентам или техническим условиям проверяется не содержание и качество составляющих продукта, а наличие и количество белков, жиров и углеродов, а белок белку рознь, как вы понимаете. И вроде мотивировка была правильная — нигде в мире сертификации нет, но упустили небольшой нюанс. В мире за качество продукта отвечает продавец, а не производитель. И поэтому появление в магазине некачественного товара просто невозможно, это колоссальные убытки для продавца. А ведь о такие «нюансы» очень часто и спотыкаются у нас, казалось бы, здравые идеи.
Другой пример — реформа службы скорой медицинской помощи. Ее вдохновители, видимо, побывав в США, решили взять на вооружение их опыт. Там, как известно, в машинах скорой помощи работают парамедики, не врачи. Но в случае с организацией медпомощи по этой схеме основная нагрузка по оказанию помощи ложится на больницы, задача парамедиков — максимально быстро доставить туда больного, оказав первую, самую необходимую помощь. Но ведь в США такого рода больницы под это оборудованы и спроектированы. Весь первый этаж отведен под прием больных, это, по сути, огромное приемное отделение. У на...