Медицинский Вестник №12 (397) / 2007
Владислав Кучма: УЧИТЬ ЗДОРОВЬЮ НУЖНО С ДЕТСТВА
Цель Всемирного дня здоровья определена так: побудить правительство, организации и деловое сообщество к инвестициям в здравоохранение, построению более безопасного будущего. Задача построения будущего у любого здравомыслящего человека, безусловно, ассоциируется с детьми. Да и одним из постулатов ВОЗ является то, что здоровье детей — это инвестиции в будущее. К сожалению, в России, где в последние годы немало делается для снижения младенческой смертности, стимулирования рождаемости, огромная армия наших школьников, подростков все еще остается за гранью подлинной заботы государства.
Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН профессор Владислав Ремирович КУЧМА не раз на страницах нашей газеты обращал внимание на ряд серьезных проблем так называемого школьного здравоохранения. Обозначенная в 2007 г. цель Всемирного дня здоровья — повышение инвестиций в здравоохранение — побудила его, и вполне обоснованно, снова напомнить о них.
— Владислав Ремирович, реализация национального проекта “Здоровье” внесла немало позитивных подвижек в здравоохранение. Изменилось ли что-нибудь в положении детей и подростков?
— Несомненный и большой успех — расширение Национального календаря прививок, беспрецедентный масштаб вакцинирования, прежде всего школьников. Мы здесь побили все рекорды, и реализация этой меры, безусловно, заслуживает уважения. Что же касается остального, ситуация со здоровьем детей и подростков по-прежнему неблагополучна. Нет в стране понимания того, что если мы хотим сформировать новое поколение, которое вело бы здоровый образ жизни, относилось бы к своему здоровью как к ценности, то осуществить все это можно только в образовательных учреждениях. Ведь дети восприимчивы, работать с ними гораздо легче, чем со взрослыми. Но этим должны заниматься профессионалы, обученные медицинские кадры. А дефицит их принял катастрофический масштаб. Да и там, где есть медики, работать им не на чем. Школьные кабинеты влачат жалкое существование.
— Около года назад мы с вами уже обсуждали эту проблему, с тех пор ничего не изменилось?
— Отчего же, изменилось — медицинских работников в школах стало еще меньше. Многие школьные врачи ушли на участки. Заработки там значительно выше. Проблемы с кадрами сложились почти неразрешимые, так как по существующим нормативам ставка врача может быть открыта в школах с численностью в 1200 человек. Но статистика показывает, что в средней российской школе обучаются 800 ребят, а в сельской — 600. Поэтому в большинстве школ могут работать только совместители, и опять же существующие законы никакие доплаты за совместительство не предусматривают. Так что 2/3 школьного медицинского персонала — люди весьма преклонного возраста.
— Что же можно сделать для изменения ситуации?
— Я предлагаю Минздравсоцразвития России хотя бы теоретически определить, сколько нам нужно иметь медперсонала в образовательных учреждениях, чтобы под это количество уже просить ассигнования. Однако мне отвечают: “А если вдруг дадут деньги, где мы возьмем кадры?” В настоящее время идет мониторинг в территориях по определению фактического количества медицинского персонала в школах и обсуждается сумма доплат: пять или десять ...