Медицинский Вестник №16 (521) / 2010
Воспитание чувств
В преддверии Дня медицинского работника принято говорить о таких качествах в профессии, как самоотверженность, человеколюбие, отзывчивость. Но отнюдь не у всех, кто решил связать свою жизнь с медициной, эти качества, так скажем, врожденные. Возможно ли их привить?.. Не секрет, что в последние годы в силу различных и всем известных причин культурный уровень абитуриентов и студентов значительно снизился. Думается, именно поэтому несколько лет назад Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки поставили на первое место в числе критериев по оценке аккредитационных и лицензионных показателей вузов эффективность воспитательной работы. И в первую очередь это касается медицинских вузов, потому что, как отметил в одном из интервью ректор Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова академик РАМН Н.Н. Володин, «если к пробелам воспитания, допущенным в школе и семье, добавятся вузов-ские, они в совокупности не позволят получить нам того врача, который сможет выполнить свой профессиональный долг». Итак, «МВ» предложил руководителям медицинских вузов высказать свое отношение к такому аспекту педагогической деятельности, как воспитательная работа.
Вниманию руководителей медицинских вузов были предложены следующие вопросы:
- Ведется ли в вашем вузе целенаправленная воспитательная работа по подготовке врачей с широким кругозором и устойчивой системой моральных ценностей?
- Какие формы работы задействованы для достижения намеченных целей?
- Откуда берутся финансовые средства для оплаты дополнительной работы преподавателей, руководителей различных секций, кружков, студенческих театров, если таковые действуют?
Виль Мамилович ТИМЕРБУЛАТОВ, ректор Башкирского государственного медицинского университета, член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки РФ, профессор:
Стратегические цели государственной политики в области образования вновь выдвигают на одно из ведущих мест проблемы воспитания студентов
— Ректорат университета всегда уделял особое внимание решению проблем социальной сферы: совершенствованию форм социальной поддержки студентов и сотрудников, поиску новых механизмов оказания социальной помощи, разработке и реализации приоритетных программ, таких как «Концепция образовательного процесса и внеучебной работы со студентами в БГМУ на 2008—2013 годы», «Программа воспитательной работы БГМУ», «Концепция профилактической работы Института общественного здравоохранения», «Программа содействия занятости, профессиональной ориентации, развития профессионального образования и социальной адаптации студентов и выпускников БГМУ», «Программа мероприятий по охране здоровья студентов и сотрудников БГМУ». Стратегические цели государственной политики в области образования вновь выдвигают на одно из ведущих мест проблемы воспитания студентов, поэтому у нас разработана «Программа по патриотическому и нравственному воспитанию студентов на 2009—2014 годы».
Алексей Алексеевич САВИСЬКО, ректор Ростовского государственного медицинского университета, профессор:
В основу воспитательной деятельности положен методологический постулат
о враче-гуманисте, патриоте своей Родины
— Воспитание в вузе осуществляется в ходе учебного процесса — во время аудиторных занятий и через внеучебную работу — в свободное время студента и преподавателя. В своем вузе мы постарались создать целую систему управления воспитательной деятельностью. Упор сделан на развитие студенческого самоуправления, патриотическое и духовно-нравственное воспитание, приобщение студенчества к общечеловеческим нормам морали, медицинской этики и деонтологии, академическим традициям российской и мировой медицинской науки. Много внимания уделяется научно-исследовательской работе студентов, их профориентации. Мы стараемся сформировать у молодого поколения мотивацию к здоровому образу жи...