Медицинский Вестник №16 (521) / 2010

Воспитание чувств

1 июня 2010

В преддверии Дня медицинского работника принято говорить о таких качествах в профессии, как самоотверженность, человеколюбие, отзывчивость. Но отнюдь не у всех, кто решил связать свою жизнь с медициной, эти качества, так скажем, врожденные. Возможно ли их привить?.. Не секрет, что в последние годы в силу различных и всем известных причин культурный уровень абитуриентов и студентов значительно снизился. Думается, именно поэтому несколько лет назад Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки поставили на первое место в числе критериев по оценке аккредитационных и лицензионных показателей вузов эффективность воспитательной работы. И в первую очередь это касается медицинских вузов, потому что, как отметил в одном из интервью ректор Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова академик РАМН Н.Н. Володин, «если к пробелам воспитания, допущенным в школе и семье, добавятся вузов-ские, они в совокупности не позволят получить нам того врача, который сможет выполнить свой профессиональный долг». Итак, «МВ» предложил руководителям медицинских вузов высказать свое отношение к такому аспекту педагогической деятельности, как воспитательная работа.

В преддверии Дня медицинского работника принято говорить о таких качествах в профессии, как самоотверженность, человеколюбие, отзывчивость. Но отнюдь не у всех, кто решил связать свою жизнь с медициной, эти качества, так скажем, врожденные. Возможно ли их привить?.. Не секрет, что в последние годы в силу различных и всем известных причин культурный уровень абитуриентов и студентов значительно снизился. Думается, именно поэтому несколько лет назад Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки поставили на первое место в числе критериев по оценке аккредитационных и лицензионных показателей вузов эффективность воспитательной работы. И в первую очередь это касается медицинских вузов, потому что, как отметил в одном из интервью ректор Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова академик РАМН Н.Н. Володин, «если к пробелам воспитания, допущенным в школе и семье, добавятся вузов-ские, они в совокупности не позволят получить нам того врача, который сможет выполнить свой профессиональный долг». Итак, «МВ» предложил руководителям медицинских вузов высказать свое отношение к такому аспекту педагогической деятельности, как воспитательная работа.

Вниманию руководителей медицинских вузов были предложены следующие вопросы:

  1. Ведется ли в вашем вузе целенаправленная воспитательная работа по подготовке врачей с широким кругозором и устойчивой системой моральных ценностей?
  2. Какие формы работы задействованы для достижения намеченных целей?
  3. Откуда берутся финансовые средства для оплаты дополнительной работы преподавателей, руководителей различных секций, кружков, студенческих театров, если таковые действуют?

Виль Мамилович ТИМЕРБУЛАТОВ, ректор Башкирского государственного медицинского университета, член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки РФ, профессор:

Стратегические цели государственной политики в области образования вновь выдвигают на одно из ведущих мест проблемы воспитания студентов

— Ректорат университета всегда уделял особое внимание решению проблем социальной сферы: совершенствованию форм социальной поддержки студентов и сотрудников, поиску новых механизмов оказания социальной помощи, разработке и реализации приоритетных программ, таких как «Концепция образовательного процесса и внеучебной работы со студентами в БГМУ на 2008—2013 годы», «Программа воспитательной работы БГМУ», «Концепция профилактической работы Института общественного здравоохранения», «Программа содействия занятости, профессиональной ориентации, развития профессионального образования и социальной адаптации студентов и выпускников БГМУ», «Программа мероприятий по охране здоровья студентов и сотрудников БГМУ». Стратегические цели государственной политики в области образования вновь выдвигают на одно из ведущих мест проблемы воспитания студентов, поэтому у нас разработана «Программа по патриотическому и нравственному воспитанию студентов на 2009—2014 годы».

Алексей Алексеевич САВИСЬКО, ректор Ростовского государственного медицинского университета, профессор:

В основу воспитательной деятельности положен методологический постулат

о враче-гуманисте, патриоте своей Родины

— Воспитание в вузе осуществляется в ходе учебного процесса — во время аудиторных занятий и через внеучебную работу — в свободное время студента и преподавателя. В своем вузе мы постарались создать целую систему управления воспитательной деятельностью. Упор сделан на развитие студенческого самоуправления, патриотическое и духовно-нравственное воспитание, приобщение студенчества к общечеловеческим нормам морали, медицинской этики и деонтологии, академическим традициям российской и мировой медицинской науки. Много внимания уделяется научно-исследовательской работе студентов, их профориентации. Мы стараемся сформировать у молодого поколения мотивацию к здоровому образу жи...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.