Медицинский Вестник №26 (567) / 2011
Возле озера Меотийского
Археологические находки свидетельствуют, что первый человек на территории нынешнего Краснодарского края появился в позднюю ашельскую эпоху каменного века, т.е. 140—130 тыс. лет назад. А значит, столько же лет и кубанской медицине…
Да, скифы мы …
Мотивом всякой врачебной деятельности с древнейших времен служили, вероятно, простые инстинктивные действия: защита от неблагоприятных внешних воздействий; оказание помощи при родах, облегчения страданий при ранениях и болезнях. На основании непосредственного опыта человека, его наблюдательности чисто эмпирически возник целый ряд лечебных средств и приемов, а значит, и комплекс специфических знаний, которые надо было сохранять и передавать, а следовательно, появились люди, которые должны были этим профессионально заниматься — целители, знахари, травники, костоправы…
В течение многих тысячелетий об их лечебной работе можно было судить только по археологическим раскопкам, когда обнаруживали примитивные медицинские инструменты, нехитрый инвентарь и следы медицинских пособий на останках скелетов. Но с первой половины первого тысячелетия до н.э. благодаря древнегреческим и отчасти древневосточным письменным источникам становятся изве-стны не только названия племен, населявших Северный Кавказ, но и уровень развития медицины. Как и сейчас, древняя территория кубан-
ского края была многонациональна: оседлые синдо-меотские племена, степные кочевники киммерийцы, савроматы (сарматы) и скифы. Причем, скифами зачастую называли все эти родственные индоевропейские племена североиранской языковой группы, заселявшие Северное Причерноморье.
Волшебная мазь Медеи
Гиппократ (460—377 до н.э.) в своем сочинении «О воздухе, водах и местностях» писал: «В Европе есть народ скифский, который населяет страну возле озера Меотийского (Азовское море) и весьма много разнятся от прочих народов…» Здесь же он дал подробную характеристику различным заболеваниям скифов, объясняя их климатическими особенностями и образом жизни, подверг критике некоторые методы лечения. Так, например, низкую «плодовитость» и большое количество неспособных к деторождению мужчин в Скифии он считал следствием верховой езды, которая приводит к травмам суставов таза и изъязвлениям бедер, и неправильного лечения (скифы открывали обе вены позади ушей и пускали кровь). Гиппократ считал, что именно этот метод лечения делал многих скифов бесплодными. Он описал также воинственных женщин-всадниц, «которые не слагают девство, пока не убьют трех врагов. Правой груди они не имеют», так как еще в детстве матери прижигают специальным медным инструментом правую грудь, чтобы вся сила перешла к правому плечу и руке.
Но существовал и полезный опыт скиф...