Медицинский Вестник №5 (390) / 2007
Всепоглощающий шопинг
Шопоголизм — явление достаточно новое. Оно возникло в XX веке с появлением супермаркетов и распродаж, обилия рекламы и возможности расплачиваться карточкой и продолжает распространяться, что называется, “со скоростью эпидемии”. Шопоголика отличает от адекватного покупателя неудержимая страсть к покупкам.
Однако, как выяснили ученые, не все шопоголики одинаковы. Разные виды имеют, во-первых, поведенческие различия. Так, “спонтанный шопоголик” — это человек, который идет в магазин купить что-то действительно нужное и заодно прихватывает что-нибудь “просто так, случайно”. “Осознанный” снимает таким образом стресс, скупая вещи, чтобы поднять настроение, а так называемый целеустремленный, или неразумный, и сам не понимает, каким образом попал в магазин и почему накупил все, до чего смог дотянуться, потратив при этом всю зарплату.
Да и степень адекватности страдающих шопоголизмом также различна. Одни покупают, в принципе, необходимые вещи, только в большем количестве, чем собирались, другие будто теряют разум, оказываясь перед изобилием товаров, и хватают все, что попало, при этом сумма потраченных денег их не волнует. Данное явление уже всерьез беспокоит медиков. В настоящее время в США, например, насчитывается примерно 10 млн человек, для которых шопинг стал просто “идеей фикс”. Явление уже вносится в справочники по психиатрии как новое заболевание “навязчивый и всепоглощающий шопинг”. По мнению экспертов, оно стоит в одном ряду с алкоголизмом, когда человек не в состоянии справиться с необычайно сильной тягой (в данном случае к покупкам) и нуждается в медикаментозном лечении.
Такое явление, как шопоголизм, интересует не только психологов. Ученые из Стэнфордского института решили, в частности, выяснить, какие процессы происходят в голове человека, собирающегося сделать покупку. В...