Медицинский Вестник №22 (743) / 2016
Встречное движение
Всероссийский конгресс пациентов, прошедший 9—10 ноября в Москве, в седьмой раз собрал представителей пациентских организаций, власти, медицинского сообщества и СМИ, чтобы продолжить диалог, проанализировать ситуацию в российском здравоохранении и совместными усилиями найти решение наиболее актуальных проблем. Форум показал возрастающую активность и консолидированность пациентского сообщества. Как заметил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв, если в первый год мероприятие проходило в полупустом зале, то на этот раз организаторам пришлось досрочно завершить регистрацию, поскольку количество желающих участвовать превысило возможности мероприятия. Лучшим комплиментом в адрес общественных пациентских организаций можно считать высказывание одного из гостей: «Я думал, в России нет гражданского общества, а теперь вижу, что оно есть». Однако не все еще во взаимодействии пациентского и врачебного сообществ гладко и безоблачно.
Движение навстречу
Главной темой нынешнего конгресса стало построение пациентоориентированного здравоохранения в России. Как сказал Юрий Жулёв, такое здравоохранение ориентировано на формирование постоянного диалога с пациентским сообществом, вовлечение пациентских организаций в разработку и реализацию политики в отрасли, общественный контроль, независимую оценку качества, государственную поддержку пациентских организаций. Он призвал создавать программы информирования пациентов, совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере деятельности пациентских организаций и их взаимодействия с органами государственной власти.
Министр здравоохранения России Вероника Скворцова, принявшая участие в работе конгресса, подчеркнула, что Минздрав также считает для себя главной задачей создание пациентоориентированной модели здравоохранения и шаг за шагом движется в этом направлении. Министр перечислила достижения последних лет. В России с 2015 года впервые стали действовать обязательные сроки ожидания любых видов медицинской помощи, от визита участкового врача до проведения высокотехнологичных операций. В прошлом году впервые заработала геоинформационная карта, которая позволяет определять зоны риска территориальной и транспортной доступности для медицинской помощи. Очень важным в министерстве считают приобщение страховых медицинских организаций к обеспечению качества и доступности медицинской помощи.
— СМО не должны быть просто прокладкой для перевода денег из территориальных фондов ОМС к лечебным учреждениям, их роль в защите прав пациентов должна существенно возрастать, — подчеркнула Вероника Скворцова.
Она напомнила, что для этого в стране формируется аппарат страховых представителей. В страховых организациях летом открылись контакт-центры и «горячие линии» для пациентов, а с 1 января 2017 года начнут работать страховые представители второго уровня. Они будут осуществлять индивидуальное информирование, оповещать граждан о необходимости проведения диспансеризации, вакцинации, профилактических осмотров, возможности участвовать в группах здоровья. С 2018 года должны начать работать страховые представители третьего уровня, задача которых — мотивировать каждого застрахованного гражданина на ответственное отношение к своему здоровью. Вероника Скворцова также отметила значимость участия пациентских организаций в общественном контроле и оценке деятельности медорганизаций, в принятии решений органами государственной власти, в формировании нормативных актов.
О необходимости прямого диалога пациентов, регуляторов и представителей бизнеса в решении задачи по развитию современного фармацевтического и медицинского производства говорил в своем выступлении на форуме и заместитель министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб. По его словам, сейчас внимание регуляторов и бизнеса акцентируется на развитии производства орфанных препаратов, и взаимодействие с пациентским сообществом имеет колоссальное значение на этапах формирования планов по производству данной группы продуктов.
— Мы сейчас такую работу активно проводим в рамках реализации мероприятий «дорожной карты» по оказанию паллиативной помощи, — подчеркнул он. — Диалог с медицинским и пациентским сообществами приобретает совершенно особое значение в свете решения новых задач, поэтому Минпромторг намерен участвовать во всех крупнейших медицинских форумах и конференциях, в том числе узкой нозологической направленности.
Уже не первый год при Росздравнадзоре действует Общественный с...