Медицинский Вестник №35-36 (720-721) / 2015
За финансовое здоровье
От правильного управления финансированием здравоохранения во многом зависит качество и доступность медицинской помощи. Этот вопрос приобрел особую значимость в последние годы в связи со значительными организационно-правовыми и содержательными преобразованиями в здравоохранении и на фоне непростой экономической ситуации в стране. Каковы в этих условиях приоритетные цели и задачи в области здравоохранения и насколько они финансово подкреплены?
От правильного управления финансированием здравоохранения во многом зависит качество и доступность медицинской помощи. Этот вопрос приобрел особую значимость в последние годы в связи со значительными организационно-правовыми и содержательными преобразованиями в здравоохранении и на фоне непростой экономической ситуации в стране. Каковы в этих условиях приоритетные цели и задачи в области здравоохранения и насколько они финансово подкреплены?
На уровне прошлого года
Наиболее активно обсуждавшейся в конце года темой было принятие государственного бюджета на будущий год. Главный вопрос: будут урезаны расходы на здравоохранение или нет? — наконец разрешен. Консолидированный бюджет здравоохранения в 2016 году составит 2 трлн 852 млрд рублей, что на 7 млрд больше, чем в текущем.
По словам заместителя министра финансов РФ Айрата Фаррахова, выступавшего на межведомственной конференции «Финансирование системы здравоохранения: проблемы и решения», процентное соотношение государственных расходов на здравоохранение к ВВП составит в будущем году 3,6%, примерно столько же, сколько и в уходящем. У бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходов по разделу «Здравоохранение» есть три главных источника финансирования: федеральный бюджет (18,7% в общей доле государственных расходов на здравоохранение), который из года в год снижается, как и определено законодательством; консолидированные бюджеты субъектов РФ — часть, которая тоже несколько уменьшается, но пока еще сохраняет приличную долю 30,8%, и средства ФОМС, составляющие наибольшую часть, — 53,3%.
Замминистра финансов отметил, что основным инструментом планирования расходов здравоохранения остается Государственная программа «Развитие здравоохранения», в которой сконцентрировано примерно 70% расходов государственного бюджета и ответственным исполнителем которой является Министерство здравоохранения России.
— Остальные 30% не входят в эту программу, — говорит Айрат Фаррахов. — Это расходы, связанные с функционированием Управления делами Президента РФ, а также с медицинским обеспечением силовых структур. На наш взгляд, это неправильно. Министерство финансов неоднократно выходило с предложением объединения всех расходов внутри программ...