Медицинский Вестник №19 (524) / 2010
За себя и за того парня...
Министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова считает скорую медицинскую помощь одним из решающих факторов спасения жизни людей. «В связи с этим одним из основных направлений работы министерства остается совершенствование системы оказания скорой медицинской помощи», — отметила она в приветственном слове участникам Всероссийской научно-практической конференции «Скорая медицинская помощь — 2010», прошедшей недавно в Санкт-Петербурге. Свое мнение о затеваемой в ведомстве реформе СМП корреспонденты «МВ» попросили высказать людей, имеющих непосредственное отношение к службе.
По мнению руководителя Национального научно-практического общества скорой медицинской помощи Аркадия Верткина, модернизировать в системе СМП нужно не штат, а инфраструктуру, так как главной проблемой в России является именно скорость оказания медицинской помощи.
— Каждый третий россиянин хотя бы раз в год вызывает скорую помощь. Скорая медицинская помощь, учитывая то, что она такая доступная и массовая, является одной из главных составляющих первичного звена здравоохранения. Что будет, если в первичное звено здравоохранения посадят вместо участкового терапевта медицинскую сестру?! Так зачем же говорить о скорой медицинской помощи, если она будет представлена фельдшерами? — задавался Аркадий Верткин вопросами, выступая на международной конференции «Тенденции развития здравоохранения Российской Федерации, стран СНГ и Европейского союза». — А хотят увеличить количество именно фельдшеров, а не врачей. Это просто невозможно.
Планы по увеличению числа фельдшеров и нагрузки на них стали, пожалуй, самыми дискутируемыми. При этом наличие кадровых проблем в СМП не отрицает никто.
— В Волгограде укомплектованность скорой не соответствует приказу №377 от 1999 г., в котором сказано, что в бригаде на один вызов должны отправляться два фельдшера. В нашем городе на вызов отправляется один фельдшер, — рассказывает главный врач подстанции СМП Советского района Волгограда Александр Абашин. — И как тогда, согласно новой концепции, фельдшер должен управлять машиной СМП, если он нужен больному и обязан находиться с ним в кабине машины? Отсюда вывод: пока штат не будет укомплектован двумя фельдшерами на одну бригаду (как того требует законодательство), водить машину СМП фельдшеры не будут.
Похожая ситуация и в Челябинской области.
— Если в крупных городах на вызов отправляются врач, один фельдшер, водитель и, если повезет, даже санитар, то в небольших, как Чебаркуль, водитель везет лишь врача с фельдшером, а то и одного фельдшера, — рассказывает врач отделения СМП МЛПУ «Чебаркульская центральная районная больница» Валерий Овчинников. — Это очень тяжелая ситуация: если вызов действительно серьезный, экстренный, то одному фельдшеру не управиться — как в силу ограниченных возможностей оказания помощи, так и просто физически. Между тем с него спрашивают тот же объем работы, что и с целой бригады. Людей катастрофически не хватает.
Ситуацию, по мнению Валерия Овчинникова, усугубляет то, что СМП по-прежнему выполняет не только свою непосредственную работу, она работает и за неотложную помощь, и за поликлинику.
— Люди, недолго думая, набирают «03» по каждому поводу, а диспетчер обязан принять любой вызов, — сетует он и делает вывод: дело в бесплатности этой услуги. — К примеру, на Западе больной десять раз взвесит, вызывать ли ему скорую помощь или обратиться к своему лечащему врачу: его страховая компания, конечно, оплатит услугу скорой помощи, но затем стоимость страховки значительно возрастет. Там СМП застрахована от непрофильных вызовов.
Собственно непрофильные вызовы и стали мишенью для реформаторов. Задача — разгрузить службу скорой медицинской помощи, избавив ее от реагирования на случаи, с которыми могут справиться в поликлинике.
— На догоспитальном этапе есть всего два учреждения, которые могут и должны отреагировать, когда человеку плохо: поликлиника и скорая. Вопрос, казалось бы, очень простой: когда и кто? — вступает в полемику главный врач МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (Новосибирск) Ирина Большакова. — И отвечают на него все по-разному. Врач поликлиники дает совет пациенту: станет хуже — вызывайте скорую. Пациент чаще всего обосновывает причину обращения за скорой помощью: поликлинику долго ждать, хочу сейчас — плачу налоги — обязаны приехать. Речь не о ситуациях «отравился, подавился», а о банальной температуре, головной боли, повышенном давлении, старой травме, простите, поносе. Как разделить границы ответственности скорой и поликлиники? Как воплотить это разделение, если границы установлены? Как научить пациентов обращаться именно туда, куда правильно и где ему лучше помогут? Как научить пациента обращаться именно в «скорую», когда промедление может иметь фатальные последствия, например боль в груди. Как обеспечить ответственность поликлиник за выполнение «своей» части работы, потому что «скорая» поставлена существующим законодательством в положение безотказности и работу выполняет не толь...